Оригинал взят у
dmmuzalev в
Эксперимент по продаже фотографии Вопреки распространенному мнению, что настоящий творец должен быть бедным и непризнанным, расцвет искусства обычно наступает в эпохи, когда социальный статус художника становится очень высок. Условие это не достаточное, но - увы! - похоже, необходимое.
Величие русской литературы XIX века не в последнюю очередь было предопределено беспрецедентно высокими доходами, которые приносила литературная деятельность. Но так было не всегда. Еще в начале XIX века русская книжная торговля пребывала в самом плачевном состоянии. Объемы продаж были мизерными, а отношения в треугольнике автор-издатель-книгопродавец - самыми дикими. Книгопродавцы брали книги на комиссию, получая свой процент с продажной цены, но даже продав книгу, не спешили расставаться с выручкой по полугоду и более. Издатели либо вовсе не платили гонорар авторам (которым приходилось в качестве вознаграждения за труд довольствоваться одной лишь славой) либо платили деньги весьма незначительные, причем сумму определяли сами. Часто авторы издавали книги за свой счет или при участии спонсоров меценатов, а распространяли тираж сами.
Но уже к 30-м годам ситуация радикально улучшилась, и одной из главных причин произошедших изменений была деятельность нашего наглого и пронырливого гения - Пушкина. Вот что пишет об этом Гессен (Книгоиздатель Александр Пушкин. Литературные доходы Пушкина/Сергей Гессен. - М.: Захаров, 2008. - 128 с. Тираж 2000 экз.):
"Литературному гонорару - как определенной норме - основание положено Пушкиным. Пушкин заслуженно гордился своей победой, и в самом деле значение этой реформы было грандиозно. Обеспечив материальную сторону литературной работы, Пушкин дал множеству своих современников физическую возможность творить. Явились и получили возможность развиться дарования, которые при иных условиях навсегда оказались бы погребенными в различных «присутственных местах»."
Ситуация начала XIX века была по многим параметрам много лучше нынешней: тогда у довольно значительного слоя людей уже существовала привычка покупать книги, только это были книги иностранные. Нужно было лишь привлечь их внимание к отечественной литературе и добиться от издателей и книгопродавцов сносных условий. В теперешнем устройстве общества прямое потребление искусства образованным слоем сведено к минимуму. Художественная деятельность очень скудно и по крайне непрозрачным правилам финансируется "институтами". Статус автора, соответственно, драматически низок. За пределами этой сферы существует только крайне незначительный сегмент "роскоши", где обращаются в основном спекулятивные деньги. Даже если крепко зажмуриться и не заметить, что объекты, продающиеся на этом рынке, имеют весьма сомнительное отношение к искусству, погоды этот сегмент не делает и делать не может, потому что для взлета искусства нужна питательная среда - обширный круг профессиональных авторов.
Помимо этой общей проблемы современности, существует еще локальная беда, касающаяся только фотографиии как вида искусства: она потенциально воспроизводима в неограниченном количестве практически идентичных экземпляров (в этом она больше похожа на литературу чем на живопись). Продавать фотографию по цене живописи, искусственно ограничив тираж несколькими экземплярами, - довольно противоестественно. Но надежда на массовый спрос на искусство тоже выглядит утопично.
Ситуация умозрительно выглядит безнадёжной, но абстрактных знаний недостаточно, чтобы размышлять о путях выхода, поэтому много людей вокруг меня пытаются что-то с этим сделать.
Саша Рудаков
ponosru продвигает идею обмена отпечатками в качестве первого этапа становления рынка и даже завел с этой целью сообщество
PRINTEXCHANGE .
Константин Бенедиктов
kbenediktov на базе галереи "Феофания" организует клуб коллекционеров и ярмарку фотографий каждую последнюю субботу месяца. Кстати, первая ярмарка состоится
26 ноября. Я тоже решил провести свой собственный эксперимент: продажу фотографии по символически низкой цене с фиксированным тиражом, который будет ограничен заявленным за установленный период спросом.
Итак:
1. Сегодня я выставляю на продажу фотографию по фиксированной цене.
2. В период с 17/11/2011 по 11/12/2011 принимаю по электронной почте заявки на покупку. Предоплата не требуется.
3. 12/12/2011 публикую у себя в журнале получившуюся цифру тиража.
4. В период с 15/12/2011 по 28/12/2011 произвожу раздачу отпечатков заказчикам. По взаимной договоренности в отдельных случаях срок передачи может быть продлен, но по общему правилу не полученный до 28/12/2011 заказ аннулируется. Не выкупленный в срок отпечаток остается в собственности автора. Базовое условие получения отпечатка - самовывоз (районы м. Преображенская площадь, Семеновская или Электрозаводская). Упаковку отпечатка для транспортировки с места получения обеспечивает покупатель.
5. Вместе с подписанным отпечатком покупатель получает договор, фиксирующий мои обязательства относительно тиража. Образец договора может быть выслан по запросу.
6. Тираж окончательный, новые физические экземпляры не изготавливаются автором ни при каких обстоятельствах. За мной остается только право на полиграфическое воспроизведение и право на использование невыкупленных в установленный срок отпечатков.
7. Для иногородних покупателей готов рассмотреть организацию доставки. Способ и возможность доставки в каждом случае оговаривается индивидуально. Стоимость доставки оплачивается отдельно. Риски, связанные с утратой или повреждением отпечатка или иной составной части покупки во время транспортировки, берет на себя покупатель.
8. Базовая цена предполагает продажу отпечатка без оформления. Покупатель может запросить оформление (рама, паспарту) как дополнительную опцию. В этом случае цена увеличивается на стоимость оформления в мастерской плюс 30% от этой стоимости в качестве оплаты моей работы.
9. Картинка, выставленная на продажу:
Струйная печать, глянцевая бумага, размер по полю изображения около 32х42.5.
Цена: 1500 руб (без оформления в раму и доставки)
10. Заказы направлять на адрес электронной почты mesc@rambler.ru. В письме в поле "тема" указывать "Заказ фото". Письмо должно содержать ФИО покупателя (полностью) и полные паспортные данные, включая адрес прописки (это необходимо для корректного оформления договора).
Желательно также указать контактный телефон.
Мою оценку результатов эксперимента планирую опубликовать в этом журнале до конца января.
Перепост приветствуется как никогда.