Удивительные бывают совпадения и параллели. Вот хоть кто-то может предположить, что может быть общего у очаровательно яркого волжского городка Мышкин и затерявшимся между карельскими лесами, реками и озерами серо-суровым Медвежьегорском? Ведь даже легенды о названии городов хоть и есть у обоих, но различаются так же разительно, как и облик: легенда Мышкина про спасение и жизнь, легенда Медвежьегорска - про смерть и память.
2.
Прошу прощения за качество, но многие фото из окна автобуса.
Начало ХХ века, никаких тут еще городов, сплошной лес на сотни верст. Вот и житель-хозяин главный - лесопромышленник Захарьев в доме на высокой горе над речкой Кумса. Медведей вокруг было полно, и однажды работники заводика-лесопилки поймали и притащили ему в дом медвежонка. Тот стал любимцем семьи, но ведь рос, становился взрослым зверем и как-то раз нечаянно помял руку хозяйскому сыну, мальчишке еще. И приговорили медведя к смерти, и привели приговор в исполнение, и похоронили у основания горы.
Потом началась Первая мировая, России потребовалась железная дорога к незамерзающим заливам Баренцева моря, так и случилось в этой точке строительство железнодорожной станции, а по просьбе Захарьева ее назвали - Медвежья Гора. 3.
А вот с этого места как раз и обнаруживается сходство названных выше городов: оба города боролись за свое историческое название и статус, только цели борьбы (медвежьегорцы все еще считают ее не проигранной) тоже противоположны, как и легенды. Мышкинцы были до глубины души оскорблены тем, что с Мышкина сняли статус города и влепили на конце имени букву «о», а медвежьегорцы - наоборот, тем, что их станцию Медвежья Гора без их желания переименовали в город и обозвали его Медвежьегорском. В 1938 году это было, пойди поборись тогда… Но вот оно, свидетельство того, что они не смирились: название на главной достопримечательности города историческое, то, которое хотят люди вернуть. Удачи им, потому что я всегда на стороне тех, кто живет на своей родине, а не тех, кто сверху нелепой указивкой влезает с их жизнь. 4.
Итак, вокзал. Цитирую нашего гида Сергея Ивановича Колтырина: «Экологически чистый вокзал станции Медвежья Гора. Сто лет, деревянный, без удобств, туалета здесь нет». 5.
[Ценный спойлер только для друзей] Если вы все-таки допускаете, что можете оказаться на этом грандиозном круизном маршруте и на «И.А.Крылове», то запоминайте это имя заранее и делайте вот что: прямо в первый день круиза, сразу после общего сбора команды и туристов подходите к круиз-директору с настойчивой просьбой записать вас на экскурсию по Медвежьегорску именно в его группу. Другим, обычным путешественникам, знать об этом не обязательно, но вы-то мои друзья, вам я и сдаю свои адреса-пароли-явки. Потому что нет рассказчика лучше, чем энтузиаст, влюбленный в свой город, и, между прочим, директор городского краеведческого музея. 6.
Каких только гостей не видел этот вокзал в своих стенах и на своем перроне, и не смотрите, что на краю земли. Да и вы, все до единого, я думаю, город этот видели и гостей этих знаете. Спорим? Потому что произносим Медвежьегорск - подразумеваем фильм «Любовь и голуби», произносим «Любовь и голуби» - подразумеваем Медвежьегорск. Хотите увидеть пятачок знаменитой кадрили (вот не случайно же именно этот танец на «Крылове» разучивают)? Только не разочаруйтесь… 7.
Да, он и есть. Вот такой крошечный, а валуны привезли, чтобы совсем место с лица земли не стерлось, не заросло травой.
А это узнаете? Еще печальнее, да. Но стоит, пока стоит… 8.
9.
10.
11.
Зато вокруг - красота… Та, что на первом фото и такая. 12.
Вот куда-то именно сюда и прыгал дядь Митя) 13.
Общий план, так понятнее, может, будет картина. 14.
Вернемся к вокзалу, с которым мы еще не закончили. Я ведь говорила про множество гостей, а не одну Людмилу Марковну Гурченко, так вот в Медвежьегорске снимали фильмы «Любовь и голуби», «И на камнях растут деревья», «Платина-2», последний вариант «А зори здесь тихие» (кстати, именно Сергей Иванович подсказал режиссеру место для съемок).
Понятно, кого я вспоминала, когда бегала вокруг этого паровоза с фотоаппаратом)) Да-да, конечно, Володя orion4, это про Вас и для Вас. Паровоз-памятник Эр 791-70 с музейным вагоном, построен заводом Цегельского в 1955 году. 15.
Теплушка тоже настоящая, времен строительства Беломорканала. 16.
Из-за своей беготни с фотоаппаратом я благополучно прослушала подробности, но и состояние механизмов и вот эта соединительная штука - тоже предмет гордости музея. 17.
18.
19.
Музея… Я даже успела на 20 секунд в него забежать. 20.
Выбежать было сложнее, так как директор там еще один такой же энтузиаст, как и наш гид. Как он рвался провести мне экскурсию на полтора часа по своему музею из одного вагона!..
Времен канала теплушка, я сказала. Собственно, история Медвежьегорска - это и есть история Беломорканала, не было бы второго, не стала бы городом железнодорожная станция под горой с похороненным медведем. Пересказывать или переписывать оттуда-то историю строительства я не стану, это все же отдельная неподъемная тема, но могу сказать, где ее можно прочитать в книге очевидца, заключенного Белбалтлага И.Л.Солоневича «Россия в концлагере».
«Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным папиросам, Беломорско-Балтийский водный путь остается, тем не менее, самым неизвестным. До сих пор остается загадкой, как это все удалось: никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и… 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700 человек. Для уцелевших Беломор - это лагеря, где можно было повстречать бывшего министра Временного правительства Некрасова и простого булочника, арестованного за сходство с Николаем II».
Киров Сергей Миронович. Его памятники вы у меня еще увидите, они в Карелии повсюду. Говорят, уважают его до сих пор, хотя именно он и курировал адскую стройку. Памятник этот установлен в 1958 году, а опущенный вниз палец местные жители «переводят» так: «Копайте!» 21.
Стоит он перед жутко мрачным зданием - ныне это так называемый Серый рынок, один из семи (!) ТЦ в маленьком городе, вот так по цветам их и различают, Серый, Синий… Здесь же и Краеведческий музей. А была это в лагерно-канальные времена гостиница со смотровой площадкой. 22.
Гостиница была построена специально к приезду И.В. Сталина, которого ожидали на открытии канала. Вот что писал в своей книге «Канал» К. Гнетнев: «Может быть потому, что И. В. Сталин вообще редко выезжал из Москвы и страну, которой руководил, в общем-то мало видел лично, его поездка на Беломорско-Балтийский канал вызвала большой общественный резонанс в СССР и в мире. После него на канале много перебывало гостей, в том числе из-за границы. В Медвежьегорске даже каменную гостиницу построили о трех этажах. Для районного города она могла бы считаться элитной и по нынешним временам. В гостинице запроектировали зимние сады, 25 двухкомнатных номеров с ванной, 50 однокомнатных номеров с ванной, а также 25 однокомнатных номеров без ванн». (UPD: неправду написал некто К.Гнетнев, не для Сталина она строилась, а в 1935 году - для туристов. Поправка из самого надежного источника - от нашего экскурсовода.)
И это здание оттуда, из тех же времен. Бывшее управление Беломорско-Балтийского канала, здесь же и НКВД. 23.
Одна из тех самых "шарашек", сейчас - школа. Не знаю, как у вас, а у меня разум отказывается принимать такую переориентацию…( 24.
Нет фото братской могилы и памятника над ней, но эта память о войне - прямо в центре города. Понятно, что был он захвачен тогда финнами, сожжен и разрушен. Зато на фото есть другой. Не забыть здесь войну… 25.
Еще «достопримечательность», да какая! За этим забором - «больничка», здоровье в которой поправляли наши вполне современные и очень известные «зеки». 26.
Есть здесь и дома, сохранившиеся еще с петровской эпохи. Не эти, но есть, не верить гиду нашему не могу. 27.
28.
Опять я про гида)) Вот ведь все знаем, что у каждого из них договоренности с сувенирными магазинчиками, но ведь и с этим у всех по-разному: один тупо приводит к дверям, а другой рассказывает историю. Историю заонежской вышивки, фабрики этой вышивки, того, как в Париже модниц ею удивляли, как директор фабрики в 90-е ее спасала. После такого рассказа откуда взяться негативу? Только желание купить что-нибудь появляется) 29.
30.
А самое трогательное и запомнившееся в этом городе, знаете, что оказалось? Здесь Медвежья Гора хоть и зовется горой, но только в названии, а так-то все эти окружающие город «горы» называются совершенно правильно, как и в родном моем Приморском крае - сопки! Да, правильно, потому что это у нас в Центральной России какой-нибудь захудаленький холм и сразу - гора, а невысокая гора почему-то вдруг - холм. Вот не знают тут правильного названия таких «складок местности».
Вот тем, кто осилил эту кучу слов до конца, да еще про сопки со мной согласен, именно им - последние фотографии. Тоже город Медвежьегорск, такой вот он тоже. 31.
32.
Как обычно в серии о круизе, постскриптумом дорогой мой «И.А.Крылов» у причала. Закончились уже красивые причалы, закончились встречающие теплоход скоморохи, просто причальная стенка шлюза № 5. 33.
Сюда пришли, отсюда уходим к конечной точке нашего путешествия. Следующий теплоход появится… кто его знает, когда он появится. Может, тот же самый и придет через две недели. 34.
Короткая здесь торговля, так что не обижали мы коробейников, запаслись морошкой в сиропе да шикарными сушеными грибами. 35.
Большое спасибо лучшей круизной компании «Мостурфлот» не только за возможность здесь побывать и своими глазами увидеть еще один уголок нашей страны, но и такое… личное-личное и доброе спасибо за неожиданно испытанную ностальгию по моей малой родине. Да-да, я именно о сопках, и совсем это не смешно)