Самомнение и самооценка, где грань?

May 04, 2016 09:58

У Сани сильно повысилась самооценка.
Она и раньше была не низкая, совсем даже, но теперь он высказывается порой о себе весьма неоднозначно с точки зрения бывших советских подданных.



Меня все мое детство давили позицией, что "высовываться не надо, мы люди маленькие, командовать плохо, не всем быть начальниками, нужно правильно себя оценивать". В итоге ничего хорошего не вышло - высовываться мне так и не расхотелось, начальником быть не расхотелось, а вот чувство вины за эти желания я заработала нехилое. И когда жизнь повернулась так, что я стала-таки начальником - все получилось отвратительно, потому что командовать и контролировать стало надо, а я вместо этого занималась изживанием комплексов, насажденных "маленькими людьми", каковыми считали себя мои родители. Путем долгих уговоров себя и чтением разных умных книжек я смогла-таки по большей части искоренить эти "насаждения", но время-то ушло, много времени, которое можно было потратить гораздо более продуктивно...

Это я не к тому, что мои родители такие неправильные - это их жизнь и мнение, как могли, так и воспитывали. Это я к тому, что как вообще понять, где в этом вопросе правда и та самая пресловутая "золотая середина"?

Саня считает себя великим человеком. Какой бы смысл он не вкладывал в эти слова, они задевают мое натруженное чувство вины за подобные мысли. Но страх, что он пойдет тем же путем, которым прошла я сама  - не разрешает мне давить его формулировками, что "высовываться плохо" и прочим.

Я за свою жизнь перечитала много разной популярной психологии. Как бы кто к этому не относился - мне это помогло жить в согласии с собой. Так вот почти во всех книгах красной нитью проходит мысль, что для того, чтобы сделать что-то по-настоящему стоящее - надо быть уверенным в себе, а для того, чтобы быть уверенным в себе - надо верить в то, что ты можешь, что ты способен, что ты "велИк", в конце концов. Причем, верить в этом надо в настоящем времени - не в формулировке, "я смогу когда-нибудь, когда звезды сойдутся", а в формулировке "я это могу прямо сейчас и всегда".

Сейчас ребенок верит, что он может если не все, то многое. Более того - у него есть реальные для него доказательства, что он действительно может даже то, что, к примеру, не может папа - в плане той же сцены (папа у нас боится сцены). Он видит, что он может в математике то, что не может никто из его однокашников, а есть такие вещи, типа химии или физики, про которые он вообще может поговорить только со взрослыми, потому что дети его просто не понимают. Как он должен после этого к себе относиться? Считать себя недостойным чего-то там и верить, что сможет этим гордиться только когда вырастет? Стараться принизить свои достижения, проявляя "скромность"? Если честно, я не знаю правильного ответа....

Когда он говорит про что-то, что он умеет, а кто-то там - нет, я обычно стараюсь найти то, что умеет тот человек, но не умеет Саня. Его это,кстати, мотивирует на новые навыки. Например, когда-то он рассказал мне про девочку, которая не знает буквы, а я ему ответила, что зато она хорошо рисует. Через несколько месяцев Саня стал рисовать... Его подружка Алиса довольно хорошо знает английский, Саня это принял к сведению и  стал интересоваться языком больше, чем раньше... Но при всем при том - он верит в себя, очень верит. У него не стоит вопрос, может он или нет, потому что он уверен, что может все, что ему стоит только захотеть.
Если я начну его разубеждать, что он не так крут, как он себя считает - то не исключено, что эту веру в себя он потеряет.

И еще момент - уверенность в собственной исключительности не мешает ему адекватно и нормально общаться с детьми. Он любит с ними играть, причем, как принимает их игры, так и предлагает свои, и игры эти  - детские, без интеллектуального выпендрежа.  Он дружит почти со всеми детьми и в саду и во всех студиях, которые посещает, независимо от их возраста - одинаково весело играет и с трехлетками и со школьниками, лишь бы они сами были не против. Когда его долго нет в саду - дети меня спрашивают, когда придет Саша, что, по мне, вполне показывает их истинное к нему отношение. В общем, при всем своем мнении о себе - он не зазнаётся. Ну, думает и думает он там что-то такое про себя, это никак не отражается на отношении к людям в целом.

Поэтому я пока выбрала путь "поддержки", если можно так выразиться. Я не разубеждаю его в том, что он "велик". Я ему рассказываю, какими качествами обладают великие люди. Например, я ему рассказываю, что они не бросают дело, если у них что-то не получается; стараются преодолевать страх; помогают  другим в каких-то сложных делах; делают не только то,что хочется, но и то, что нужно и стараются получить и от этого удовольствие; ведут себя спокойно и достойно, в конце концов)))

Как вы думаете, права ли я? Или надо жестко пресекать любые попытки возвыситься? Может, где-то что-то можно почитать на эту тему?

Прошу совета, Мысли

Previous post Next post
Up