Гигиена в старой Европе

Mar 18, 2009 00:30


Пора уже дать отпор невежам, поэтому я публикую здесь эту статью.


Гигиена в старой Европе
В последнее время я заметила, что не только в интернете, но и, к сожалению, в газетах и журналах публикуется много статей о якобы повальной антисанитарии и о полном отсутствии личной гигиены в Европе со Средних веков и вплоть до 18-го или даже 19-го века. В этих безграмотных, с позволения сказать "работах" утверждается, что даже мыться было запрещено Церковью под страхом смертной казни, люди кишели вшами и блохами и не умели пользоваться канализацией, а рыцари жили, пол-жизни не снимая лат. Зачем же так унижают наших предков? Ведь человеку, хоть немного знакомому с историей, ясно, что все эти "факты" выдуманы на ровном месте, а из действительно случавшихся казусов делаются чудовищные обобщения. Нет сомнения, что все эти статьи преследуют какую-то неблаговидную цель. То ли принизить значение Христианства для цивилизации, то ли для проповеди каких-то националистических идей. Я не хочу гадать о причинах этих глупых наветов, лучше привести немного примеров того отношения к гигиене европейцев, как оно было на самом деле.

Пожалуй, больше всего от очернителей нашего прошлого досталось Возрождению и, особенно, временам бедного Людовика XIV. Туалетов, как пишут, тогда не было, а от воды все в испуге шарахались и не мылись. Ссылаются при этом, смешно сказать, на желчные мемуары Сен-Симона, который любил писать всякие гадости. Но это рассчитано на тех, кто мемуары язвительного герцога не читал. Общеизвестно, что Сен-Симон часто пристрастен, искажает факты и судит людей в зависимости от своего к ним отношения. При этом даже он в своих мемуарах, изобилующих грамматическими ошибками и стилистическими погрешностями, подробно расписывает купание, например, мадам де Сен-Херем, когда она даже обожгла себе бедро из-за слишком горячей воды, приготовленной ее слугами.

Но, быть может, раньше с гигиеной было хуже? Нет, в раннее средневековье, называемое очернителями "темными веками", люди также мылись и даже страдали за это свое пристрастие:

"Реальная история в 1045 году произошла с гостями епископа Вюрцбурга, владельца замка Персенбург. Вместе с хозяином собравшись после ужина в купальной бадье, они погибли под обломками рухнувшего потолка" (Е.Грицак. Кёльн и замки Рейна. 2006 http://lib.rus.ec/b/116701/read)

Очень много сведений о банях появляется к 13-14-ому векам. Бани появились во всех городах Европы. В Париже в 1292 году было 26 бань, в Нюрнберге - 11, в Макабре - 5, в Эрфурте - 10, в Вене - 39, в Пунцере - 7, в Консте - 8. В городах появляются многочисленные банщики, которые организуют свои цеха. Профессия банщика становится очень престижной и в ряде городов не облагается налогом. Мыловарение как ремесло оформилось в VII веке в Европе. Цеха мыловаров поначалу ревностно хранили свои секреты. Со временем развивается еще больше производство мыла, не ограничиваясь одним Марселем, как раньше. Жидкое мыло или "мыльные шарики" стали доступны большинству населения и продавались на вес в аптеках.

Во дворцах и замках многих аристократов появляются ванны. Например, известная огромная мраморная ванна в замке Лидс, построенная любящим Эдуардом I для своей любимой жены Элеоноры Прованской. Эта ванна была построена в специальной нише, выложенной камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. По трубам подавалась горячая и холодная вода.

Но не только короли были такими чистоплотными. На гравюрах 15-го века часто изображались женщины и мужчины, посещающие бани, которые тогда были раздельными.


Здесь хочется упомянуть рыцарей, которые якобы не мылись, так как их доспехи снимались и надевались очень долго. Это абсолютная неправда, поскольку происходит путаница боевых и турнирных доспехов. Как пишет крупнейший специалист Виолле-де-Люк, работы которого оставили яркий след в европейской науке, долго надевались только турнирные доспехи, которые весили в два-три раза тяжелей боевых. В повседневной жизни походные доспехи рыцарей снимались без помощи слуг, и рыцари часто посещали бани.

То, что бани в следующем 16-ом веке стали закрываться, к сожалению, частично правда. Но вызвано это было вовсе не нежеланием людей мыться, а боязнью заразиться сифилисом. Закрывали бани вовсе не везде, а там, где больше свирепствовала болезнь. В других местах люди продолжали мыться и наслаждаться банями.

Церковь никак не препятствовала мытью мирян. Строже дело обстояло в некоторых монастырях, имеющих жесткие уставы. Но в большинстве монастырей уставы тоже обязывали монахов и монахинь часто купаться и стирать одежду. За выполнением уставов следили специально назначенные ректоры. Особенно известен итальянский священник Фра Джованни Пьетро Леон, удостоившийся специальной награды Совета Десяти в 1561 году за то, что поддерживал чистоту тела в монастыре Марии Магдалины, заставлял сестер монастыря купаться даже чаще, чем им того хотелось. (Илионе Турио. Выдающиеся монахи Милана)
Испанский монах-доминиканец Боче Фернандес записывает в своем дневнике 12 октября 1582 г., что народный карнавал в честь святого Мартина закончился массовыми купаниями в море. И это в то время, когда в Испании, якобы, зверствовала инквизиция Торквемады!

Стремление к чистоте касается не только южной Европы, где погода располагала к купаниям. В заснеженных Альпах также заботились о чистоте тела. Например, как повествуют нам хроники, в холодную зиму, 22 декабря 1583 в герцогстве Штирия, в знаменитом регионе термальных источников (сейчас это часть Австрии), был устроен настоящий праздник бани. Герцог объявил, что Рождество следует встречать чистым не только душой, но и телом, и приказал всем посетить баню до Рождества. (Тоиди Копсу. Протестантские герцогства. 1897. гл 3)

В том же 16-ом веке в Тироле открылась двенадцатая городская баня, которую специально приехал освящать сам Зальцбургский епископ Ланг, что с пометкой "удостоились особой чести" было записано архивариусом городского архива 7 октября 1583.
Картины 16-го века часто изображают женщин, готовящихся принимать ванну.


Тридцатилетняя война в 17-ом веке значительно подорвала стремление к гигиене, но уже на рубеже 18-го века только в протестантских княжествах Германии по данным Kopsu Deverp насчитывалось не менее 170 бань, а сын Фридриха Вильгельма, получивший 20 февраля 1700 года титул короля Пруссии по указу Леопольда I, повелел строить в городах бани за счет казны. К сожалению, начавшаяся в тот же год Северная война этим планам помешала, но факт сам по себе примечательный.


К 19-му же веку домашние ванны из предмета роскоши превратились в необходимый, хотя по прежнему еще недоступный беднейшим классам, атрибут повседневной жизни.

Автор: Лидия Волонкина.



Европа, гигиена, тоиди копсу

Up