-
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук...
<...>
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Марина Цветаева
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично-серых людей…
Максимилиан Волошин
В эти выходные пришлось мне съездить на дачу. За 100 км от Москвы. По делам. Поездка в планы не входила, но я утешала себя тем, что подышу, наконец, ранним свежим не городским летом и отдохну (а от чего отдыхают? считается, что от работы :) ).
Уехала. Подчеркиваю - за 100 км от Москвы.
Через полчаса после приезда на место на дороге у дома вижу
двух малышей, с которыми когда то работала.
Искренне радуюсь, выхожу навстречу, бегут ко мне, здороваемся, обнимаемся. Приглашаю в гости. Еще через десять минут они уже у меня на участке. А еще через пять старший, узнав что я приеду на следующей неделе, предлагает: «А давайте, Вы привезете игры и будете с нами заниматься?» «Конечно!»- отвечаю.
И, вы будете смеяться, я таки привезу :). Более того, заранее знаю, что выбрать из моих десяти ящиков с сотнями игр всего несколько мне будет нелегко, захочется взять и ту, и эту, и вот эту, появившуюся в моей коллекции уже после того, как наши встречи с этими детьми закончились. Поэтому в результате привезу свою обычную огромную «сумку Мэри Поппинс»:).
Поиграли, поболтали, дети угощали меня и мою собаку глазированными сушками, мы их, в свою очередь - лимонными дольками. Расстались до завтра.
На следующий день в пол-девятого утра старший (Саша) стоял у моей калитки:
-Доброе утро!
-Доброе утро, солнышко!
-Юля, а давайте прогуляемся?
-Давай! А куда?
-В лес. Я вам покажу ландышевую поляну…
-Спасибо :). А Коля (младший)?
-А он спит. Все еще спят. Я первый встал. Но я еще вчера вечером маме сказал, что как проснусь, сразу к Вам пойду.
И Саша подарил мне удивительную прогулку.
Вот лишь несколько «неожиданностей» с этой прогулки .
…Проходим мимо семейки юных елочек с едва пробивающимися из терракотовых шишечек пучками салатовых еще мягких иголок на концах веточек.
Саша /показывая на низенькие елки/:
-Детский сад.
/и на возвышающуюся метра на два над ними подросшую елку/
-А вон воспитательница!
… Рассматривает поверхность коры поваленного дерева.
-Смотрите, какой красивый мох!
-Очень красиво. Это лишайник.
-Да? И чего он лишает?
…Выходим к краю залитой солнцем болотины.
Рассматриваем хвощи. Я рассказываю, как в раннем детстве любила собирать пучки хвоща, привязывать к пояснице и играть в зеленую лошадку.
-Надо попробовать
Изучаем стебелек хвоща. Несколько раз разбираем-собираем этот «зеленый конструктор» (если вдруг кто не знает - стебель хвоща состоит из одинаковых сегментов, которые как бы вставлены один в другой).
«Первый конструктор» - говорю я. -«Человек очень многие свои технические изобретения подсматривал у природы, заимствовал идеи, решения». Обсуждаем.
Не обхожусь и без банального примера: «Вот, например, смотрел человек на птиц и придумал… /оставляю паузу, жду Сашиного ответа. А пока он мечтательно смотрит в небо, признайтесь, что вам в первую очередь пришло в голову? Вот именно. И мне. И 100% взрослых, опрошенных мною потом:). А теперь слушайте ответ ребенка:/
Саша: « Смотрел человек на птиц и придумал … музыку…»
… ...
Вернувшись из леса, сели пить чай с лимонными дольками. Предложила бросить одну дольку в чай и посмотреть, что произойдет. -Интересно! Я раньше этого не делал
Догадывается:
- Неужели она станет прозрачная?!
Дождавшись, долго любовались, смотрели сквозь янтарный ломтик на разные предметы. Выясняли происхождение пузырьков:).
Потом пришел Коля. Было много чего еще. Немного поиграли в летающую тарелку и в футбол. Потом долго общались, пока я косила и собирала траву (а они помогали:) ).
Вечером Саша возник у калитки снова. С огромным букетом сирени в руках. Гордо: «Сам наломал». Еще через полчаса на том же месте возник его брат, с одной веточкой, но так трогательно любовно посаженной в дорогую, видимо, сердцу тонкую колбочку… :)
Да, забыла сказать, ландышевую поляну Саша мне тогда на прогулке, конечно, тоже показал. Замечательная поляна.
Этим утром она была вдвойне прекрасна - освещенная утренним неярким солнцем и Сашкиной улыбкой. А улыбка у него удивительная, она почти никогда не сходит с его круглого, как солнышко, лица и, возникая, не только окатывает весь лик, но и пронизывает все тело. Он улыбается целиком, улыбаются его руки, ноги, спина:).
И еще, когда мы возвращались из леса, он сказал:
"Юля, если вы еще занимаетесь с детьми, я вам покажу одно место. Там очень хорошо заниматься. Там много бабочек…"
...Это лучший комплимент, который я слышала за всю свою профессиональную жизнь. И самый дорогой.
Только бы не растерять «бабочек» в своей работе…
------------------------------------------
И, уж совсем напоследок, приведу полностью те стихи, из которых взяла эпиграфы. Они того заслуживают.
М.Цветаева
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Максимилиан Волошин
* * *
Пройдемте по миру как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял рассвет наших дней.
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично-серых людей.
Последнее стихотворение вынесено мною эпиграфом к моему
сайту. Кстати, название этого живого журнала совпадает с названием сайта. И отражает мое отношение к детям. Я действительно считаю, что каждый ребенок, говоря словами Александра Блока - «дитя добра и света». И выбор взрослых - гасить этот свет или благодарно принимать, беречь этот дар, восхищаясь и радуясь...