«Пить или пИсать?»

Dec 04, 2012 23:45

/«Детский» день в моей работе./



В этом доме по давней моей просьбе в комнате, где мы находимся вдвоем с ребенком, на столе всегда оставляют для меня чашку чая. Минут через 15 после прихода замечаю грустно-задумчивый взгляд малыша в сторону чашки. Вопросительно киваю головой. В ответ слышу:
 
М. - Как Вы думаете, что лучше - попить или попИсать?
Я - ?.. А ты чего хочешь?
М. - И пить, и писать… Но нельзя. … Или что-то одно. /Кивок головы в сторону двери/ Она сказала: «Подготовься к занятию, попей, пописай, чтоб потом не отвлекался». И если я выйду, она будет ругаться, скажет «что ж ты не подготовился!»…
…/задумчиво, с сомнением в голосе/ Ну, что-то одно еще можно наверно попробовать… пока она не видит…



Собираюсь уходить. Девочка семи лет улыбается, прощаясь со мной. Приехавшая посидеть пару часов с внучкой до прихода матери бабушка - мне, в дверях:
- Мы как-то стали грубить. Скажите ей, что так нельзя разговаривать со взрослыми, как она.
Я - Если у Вас есть трудности во взаимодействии, давайте в следующий раз, когда я приеду, сядем все вместе и поговорим о том, что между вами происходит, и что каждая из вас делает, чтобы это происходило так, а не иначе.
По мере того, как она слышит мои слова, глаза бабушки расширяются так, словно она увидела как с лестничной клетки вошел покрытый перьями крокодил и залаял.



Дед /улыбаясь/:
- Жаль он мне не сын. Был бы сын, я б ему вмазал. А внуку нельзя... /тут такой кивок головы - «вы ж понимаете»/


По пути домой преодолеваю мокрые, проваливающиеся сугробы. Слева, чуть поодаль поскальзывается и падает девочка лет шести. Тут же сзади раздается ехидно-злорадствующий голос матери:
-Ты ж талааантливая!!

----------------------------------
«Скажи, Савва, это когда-нибудь кончится??» (к/ф «Покровские ворота»)
Вопрос риторический. И ответ очевиден. Но не могу привыкнуть.

Не первый десяток лет пытаюсь разными способами доносить до родителей нехитрую (выстраданную не только в работе, но и в собственном опыте родительства) мысль о том, как важно задумываться, ЧТО мы создаем в ребенке словом своим, молчанием, действием - явным и неявным. И ЧТО создаем в его будущей жизни тем, как живем рядом с ребенком сейчас.
И наряду с родителями неравнодушными, слышащими, честными, живыми, которые чувствуя боль, находят в себе силы что-то менять, я все эти годы неизменно встречаю взрослых, которые «выслушав», смотрят на меня как на «невиданну зверушку» или инопланетянина, вежливо ожидая, когда я закончу речь и уйду наконец. И, несмотря на обилие психологической литературы для родителей, не уменьшается число этих взрослых, непоколебимо уверенных в том, что привычный им способ калечить человеческую душу и является единственным истинно-правильным способом «воспитания».

… Простите. Накопилось. Какой-то чудовищно «урожайный» день. Обычно концентрация ниже.

Иногда я завидую Карлу Витакеру, который мог сказать: «Или вы приходите всей семьей или я не буду с вами работать». И они приходили. Расти и расти мне…

А я остаюсь с ребенком, даже когда на мое предложение работать с семьей, получаю вежливо обоснованный отказ. Потому что не верю, что этому ребенку будет какая-то польза от того, что еще и я его брошу…

Детские неожиданности, Работа

Previous post Next post
Up