На днях забирала сына со школы и встретила Сергея Нигояна.
Конечно, это был человек очень на него похожий. Но первая мысль была: «Сергей…Похож». Наташа, мама одноклассника высказала эту мысль вслух: « Как парень похож на Нигояна…».
Кто не знает, Сергея Нигояна убили на Грушевского 22 января 2014 года. Он стал первым. До этого не верилось, что власть пойдёт на совершение убийств, после которых обратной дороги уже не будет ни для Майдана, ни для Гаранта Конституции.
С тех пор пролилось много крови, именно поэтому люди не прекращают считать.
Я вот думаю, как долго украинцы будут встречать на улицах убитых, и вздрагивать, и провожать глазами? А те, кто вернётся живыми, оденут душу в камуфляж. И мы с ними наплачемся, прежде, чем они переоденутся в штатское.
Знаете, чего боюсь? Того, что скорби сделают нас жёсткими, горькими, мёртвыми. Ведь рана в сердце всегда смертельна.
Но страданиями так же приобретается и навык послушания (с). Верховенство закона, о котором мы мечтаем, не потолок и не конечная цель. Выше любого человеческого закона стоят естественные законы Творца. Конечная цель - приобрести страданиями навык послушания им. И понять смысл неотчуждаемых прав и свобод, которые даруются Богом каждому человеку при рождении: право на жизнь, право на счастье, право на свободу, право на частную собственность, право на защиту. Ни один закон государства не должен отнимать эти права. Не государство и его законы являются дарителями неотчуждаемых прав, но только гарантами их соблюдения и сохранности. Нельзя из государства делать бога, вершащего судьбы людей. Вернее, нельзя отдавать государству права Бога, наделяя правителей неограниченной властью. В том числе, нельзя позволять власти придумывать иные моральные законы, отличные от Божьих, уже установленных.
Фома Аквинский считал, что правители, издающие несправедливые законы, теряют право на власть и становятся просто тиранами. Слово "тирания" происходит от греческого "мирское правление" и означает главенство человеческой воли, а не закона. Украинцы видели принятие таких законов своими глазами, испытав тиранию на себе. И воспользовались моральным правом её свергнуть. Нам бы еще хорошо разобраться в природе власти, создать действенные противовесы, научиться учитывать склонность любых правителей к её узурпации, смотреть на майданы не как на право, а как на долг свергать тиранию - цены бы нам не было!
Для этого, конечно, люди должны быть не только носителями языка, но и христианских ценностей. Именно христианских, поскольку только благодаря христианству, стало возможно говорить о неотчуждаемых правах, гражданских свободах и Божьей справедливости. В римском праве, например, об этом не было и речи. К слову, христиан отдавали львам не потому, что они верили в Христа - пантеон римских богов мог вместить и ещё одного. Но христиане отказывались обожествлять правителя. Сейчас немало христиан это делают, взамен получая от благодарного государства преференции. Тех же, кто отказываются, по - прежнему, отдают львам.
По - хорошему, Церковь первая должна была выйти на Майдан, протестуя против шайки разбойников, в которую превратилось государство. В своем трактате "О граде Божием" Августин Аврелий поясняет, что гражданские власти, не заботящиеся о справедливости, ничем не отличаются от шайки разбойников: "При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?»
Сейчас мысль о Церкви, начинающей Майдан, звучит на грани кощунства. А в 16 веке идеи Реформации преобразили северную Европу до неузнаваемости. Изменение качества жизни произошло во всех сферах жизни. Люди стали относиться к труду, как к делу, которое прославляет Бога. Бестселлерами становились книги «Божественное мореходство» или «Боговдохновенное ткачество». Конечно, дело не в названии, а в сути. Так появилось понятие «протестантская этика труда». До сих пор коэффициент эффективности труда европейца выше кэт украинца или россиянина. Прогресс в науке стал возможен, поскольку европейцы стали изучать окружающий мир, как книгу Творца. И не как иначе.
Кстати, Франция не приняла идеи Реформации. Там царил гуманизм. Он рулит там и по сей день. Знаменитый девиз французской революции «Свобода, равенство, братство!» похож на девиз американской революции « Будь свободным или умри!». Но французы поставили в центр своего мировоззрения человека, способного стать мерой всех вещей, тем самым отвергнув верховенство Бога, как Творца непреложного морального закона. Американцы же принимали во внимание греховность человеческой натуры - колонисты были христианами. Это допущение нашло отражение и в законах их страны. В конце концов, американцы продумали противовесы, способные уберечь власть от узурпации.
Хорошо бы нам определиться в том, в каком обществе мы хотим жить. Вникнуть в детали, записать, чтобы наши страдания не были напрасными, т.е. не принёсшими пользы. А такая угроза существует.