"Солдат и крестьянин" Г.Норман

Apr 17, 2007 17:22



..Кихэйтай в Тёсю был не чисто антифеодальным войском освобожденных крестьян, а скорее смесью свободных и несвободных крестьян, купцов, ронинов и сёя (сельских старост). Все же Кихэйтай представлял собой интересный промежуточный тип войск, содержавший в себе семена армии первых годов Мэйдзи, когда все четыре сословия считались равноправными и когда правительственная армия, укомплектованная людьми всех сословий, разбивала самурайские армии феодальной реакции, в особенности во время подавления Сацумского мятежа 1877 г.

Система нохэй конца периода Токугава представляла собой сложное явление. Насколько нам известно, нигде эти войска не создавались из чисто несвободных крепостных или же, с другой стороны, из полностью освобожденных крестьян. Система нохэй этого периода представляла собой разнородную смесь - одни отряды состояли главным образом из госи, нануси (или сёя), ронинов и зажиточных крестьян; другие - примерно из тех же элементов, но с иным удельным весом каждого из них; в третьих (как, например, в Кихэйтай) в руководстве имелась сильная прослойка ронинов, которые командовали простолюдинами, зажиточными и беглыми крестьянами.

Историческое значение системы нохэй, представшей во всей своей сложности в конце периода Токугава, выходит далеко за рамки просто представления крестьянам оружия для подготовки из них войсковых частей в качестве дополнения к правительственной армии или войскам отдельных кланов. Эта проблема затрагивала коренные устои феодализма, закрывавшего всякие пути развития вперед как в политической, так и в социальной или культурной области. Новая военная система настоятельно требовала новой организации общества. Проницательные умы той эпохи, главным образом Такасуги Синсаку и Омура Масудзиро и их приверженцы в Тёсю, видели необходимость коренного изменения культурной и социальной жизни страны, прежде чем им удастся осуществить прочную реформу военной системы. В чем же заключается тот особый интерес, который представляет для нас Кихэйтай клана Тёсю, помимо его роли в борьбе против бакуфу? Этот интерес как раз и заключается в сочетании свободных и несвободных элементов в нем, а также в том, что Кихэйтай до некоторой степени приветствовал беглых, т. Е., так сказать, самоосвободившихся крестьян, и принимал их в свои ряды.

Это, конечно, не означает, что князь или советники клана Тёсю издали соответствующий декрет об освобождении крестьян. Это скорее означает то, что клан Тёсю, как и вся Япония, испытал на себе ураганную силу крестьянских восстаний, и потому эти молодые лидеры Тёсю, проявляя исключительное умение, пытались обуздать силу крестьянских восстаний, отвлечь ее от узкоклассовых и направить по более широкому руслу политической борьбы против феодального господства дома Токугава. Мы располагаем документами, которые убедительно показывают эту политику клана Тёсю, так похожую во многих отношениях на политику первых годов правления Мэйдзи, т. е. политику завоевания на свою сторону ронинов и крестьянства с целью использовать их против общего врага - бакуфу, выступавшего в качестве главного оплота феодальной реакции, эксплуатировавшего крестьян еще более жестоко, чем другие кланы, и душившего таланты и стремления самурайства великих «внешних» кланов Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Обратимся теперь к нашему основному источнику, «Кихэйтай никки» («Дневники Кихэйтай»), сборнику летописей, протокольных записей и других документов, составленных руководителями Кихэйтай. В инструкции, изданной в связи с Кихэйтай в 9-й день 12-го месяца 3-го года Бункю (1863), говорится следующее: «Что касается крестьян и тёнин, то им разрешается поступать в Кихэйтай, если они этого пожелают, при том условии, что они оставят кого-нибудь (наследника) вместо себя для обработки полей или ведения дел предприятия. Беглым крестьянам и купцам, допустившим распад своего хозяйства, строго приказывается вернуться по домам. Однако те из них, которые уже находятся в армии и проявили большое мастерство в стрельбе и храбрость, получат дополнительные указания после прохождения соответствующей проверки».

Тёсю был, пожалуй, самым непримиримым антитокугавским кланом; и поэтому его войска, Кихэйтай, вполне естественно носили антифеодальный характер, поскольку они признавали необходимость освобождения крестьян от феодального гнета и использования развязанной энергии крестьян в антитокугавской борьбе. Таким образом, Кихэйтай представлял собой своеобразное крестьянское восстание, контролируемое сверху и направленное против бакуфу. В истории сохранились доказательства того, каким грозным оружием была эта маленькая, но неустрашимая армия. Один из летописцев того времени, выступавший на стороне бакуфу, следующим образом отзывался р мощности этой армии: «Мятежники Ботё т. е. Тёсю) являются подлинными мастерами в пользовании западным оружем; когда читаешь полученные сообщения, путь, которым они наступают и отступают по горам и ущельям, кажется едва правдоподобным (буквально: «человечески невозможным»); они действительно громадная сила. Когда же наступают союзные кланы (т. е. бакуфу и его союзники) , они пользуются устаревшим оружием, главным образом кремневыми ружьями (хинавадзю). Таким образом мятежники с самого начала приобрели преимущество, а наступающая сторона обнаружила свою слабость, и потому пехоте бакуфу всегда приходится оказывать помощь союзным войскам».

В письме Мацудайра, князя Хоки (один из кланов, примыкавших к дому Токугава), посланном в июле 1865 г. Двум чиновникам бакуфу, Итакура и Инаба, описываются приготовления бакуфу к карательной экспедиции против Тёсю, требования, предъявленные к кланам, выступавшим на стороне бакуфу, равнодушный и холодный отклик князей на эти требования; говорится об устарелости оружия, прменявшегося войсками бакуфу, и об использовании нохэй Тёсю винтовки новейшего образца, Минье, которая выдавалась даже париям (эта), боровшимся в рядах нерегулярных войск Тёсю, в результате чего войска бакуфу непрерывно терпели поражение. В письме, в частности, говорится: «Из Кюсю, Сикоку, провинций Сэкисю (Ивами, ныне часть префектуры Симанэ) и Гэйсю (Аки, ныне часть префектуры Хиросима) войска не прибыли. Другие кланы изредка посылали рис для интендантства армии, а иногда, вместо риса и войск, - деньги. Тертьи присылали только горстку рекрутов очень низкого качества (дзацу-дзин). В качестве оружия они применяли кремневые ружья, которые в действительности предаставляли собой не что иное, как мушкеты старейшего образца, попавшие в Японию еще в то время, когда огнестрельное оружие было впервые ввезено… Только в правительственных регулярных частях, да в войсках сацума и Набэсима предпочитали пользоваться винтовкой образца Минье. Однако в нохэй княжества Ботё(Тёсю) все до единого человека пользуются винтовкой Минье, и даже эта (или париям) было выдано это оружие. Это создавало серьезное положение для войск бакуфу».

В другом письме от кого-то из клана Фукуяма (фамилия автора не указана), датированном 19 июля 1865 г., говорится: «Солдаты войск Тёсю достигли такого мастерства в пользовании ружьями и артиллерией, что старые методы крови и грома, удары с плеча и рубка мечом (по-японски этот термин обозначается словами «эй-эй дон-дон»), оказались совершенно непригодными против них».

Хотя рядовой состав частей Кихэйтай имел меньший опыт военной службы, чем войска Токугава, эти части постоянно имели перевес над солдатами армии Токугава, проявляли значительно большее мастерство, в особенности в пользовании западным оружием. Приведем высказывание западного журналиста (J.R. Black, «Young Japan»), жившего в это время в Японии, о превосходстве войск Тёсю. «Одно заслуживающее внимания обстоятельство, которое всегда бросалось мне в глаза при знакомстве с Сацума и Тёсю, заключается в том, что оба этих клана на практике признавали превосходство иностранного оснащения в войне тем, что приобретали винтовки и военное снаряжение, широко вооружали свои войска эти оружием, вводя в то же время, насколько они могли, иностранное обучение и дисциплину. Однако накануне назревавшей войны против Тёсю многие самураи (т. е. солдаты дома Токугава) отказывались получать винтовки, когда им их предложили, или проходить новое военное обучение, предпочитая возлагать свои надежды на старинные луки и стрелы, на испытанные мечи и тактические приемы старой Японии».
Previous post Next post
Up