И снова к вопросу о клерикализации, говоря о которой, я не могу не материться, уж извините.
Не далее как вчера в училище культуры, где я имею счастливую возможность (и здесь я ни капли не иронизирую) уже третий год получать профессию, случилось то, что я не могу назвать иначе, чем ultimate pizdetz. Наша преподавательница по фортепиано, гармонии, музлитературе и вообще куратор курса и практически мать родная, к которой я всегда относилась (и несмотря ни на что, отношусь) с любовью и уважением, задала мне во время занятия вопрос, а что же такое антропология? На что, я не растерявшись, ответила, что это наука, а точнее совокупность дисциплин, которые изучают происхождение и развитие человека в филогенезе, в культурном и историческом контекстах и т.д. и т.п.
- Да, - обрадовалась куратор курса, - тогда насчёт происхождения: сколько существует рас?
С цифрами у меня плохо, поэтому я прикинула на пальцах и насчитала только негроидов, европеоидов и монголоидов, хотя изначально у меня в голове почему-то крутилась цифра 5, про пигмеев, бушменов и американоидов я забыла начисто.
- Да, снова обрадовалась куратор, рас существует 3, и происходят они ОТ ТРЁХ СЫНОВЕЙ НОЯ.
И вот тут, ебать-копать, я просто машинально начала шипеть и корчиться. После чего минут 20 мы бодались в абсолютно бесплодной дискуссии, когда я вопрошала, а как же научный подход, естественный отбор или хотя бы просто уважение ко всем, кто не хочет изучать христианскую мифологию под видом музлитературы (ведь нас слушают дети!). На все это мне приводились аргументы уровня «Вот все атеисты так говорят!», «В научных книгах много вранья», «Между прочим, библия - это исторический документ», «Называть религию мифологией - это оскорбление», «Все великие учёные и писатели были глубоко религиозными», «Все значительные события мировой истории описаны в библии» и (особый шедевр) «Ну и чё, ты хочешь сказать, тебе нравится, что ты произошла от обезьяны?». Причем, несмотря на то, что мы, разумеется, не поругались, я видела, что она на меня обиделась. Причем обиделась не за то, что я завязала эту дискуссию в присутствии третьих лиц, её учеников, и как бы косвенно намекнула, что учитель не должен так себя вести, что это не профессионально, а на то, что я не считаю её религиозное чувство и основанные на нём представления достойными упоминания в стенах учебного заведения.
Разумеется, мне не хотелось её обижать, т.к. я, как и раньше, отношусь к ней с глубокой теплотой, но первый раз я была безумно рада тому, что наши мелкие обезьянки, которые в основном и ходят на её занятия, все равно не слушают и не пытаются вникнуть в то, что она им рассказывает.
Что больше всего меня ужаснуло в этой ситуации - убеждённость преподавателя в собственной правоте. Вера в правдивость и уместность преподносимой информации. Вера в то, что она воспитывает в детях мудрое-доброе-вечное-нужное-подчеркнуть. И это все притом, что она никакого отношения к РПЦ и введению в школах основ православной культуры не имеет.
Я подумала, может быть, мы зря вопим и возмущаемся? Основы православной культуры как предмет и так уже очень давно существует - его обломками учителя затыкают дыры в собственном образовании, пользуются ими, чтобы ответить на возникающие у детей «почему?», причём ответить так, чтобы других вопросов больше не возникало, и можно было бесконечно поддерживать авторитет учителя, не прикладывая никаких усилий для личного и профессионального развития. Просто теперь это будет делать специальный человек, облегчая жизнь всем остальным мариваннам, которых больше не будут доставать на уроках глупыми вопросами о причинно-следственных отношениях.
Кстати, об этих отношениях. Поскольку у меня буквально была возможность вернуться на школьную скамью, уже окончив вуз и защитив диссер, мне удалось на хорошо забытую информацию, вроде зачатков высшей математики, интегралы и прочие функции и гомологичные аллели взглянуть другими глазами. Я помню, как это было в школе: ты приходишь, училка пишет тему на доске, и ты изучаешь закон Бойля-Мариотта потому что сегодня все изучают закон Бойля-Мариотта. Что это, зачем это нужно, где это применяется, хотя бы какой краешек огромного гранитного валуна науки я сейчас пробую если не погрызть, то хотя бы обсосать? Мне сейчас уже очень сложно получать фрагментированную новую информацию, если я не знаю, в какой участок паззла в моей башке этот фрагмент нужно вставить. На безобидный вопрос «Что вообще такое функция?» математичка злобно шипит что-то неразборчивое и затрудняется ответить. Причем не не желает, а именно затрудняется. Короче, я теперь просто боюсь у своих студентов что-то спрашивать, потому что, во-первых, откуда им, бедным, это знать, а во-вторых, они прекрасно научены многолетним примером отвечать на «тупые» вопросы всех, кто посмел до них докопаться.
И мне жаль, с одной стороны, всех этих бедных учителей, которые не имели возможности получить нормальное образование, и которые вопреки всем трудностям и в отличие от тех, кто всё-таки стал специалистом покруче, за три копейки тянут лямку в школах и каблухах. С другой стороны, я бы, наверное, предпочла, чтобы мои дети, если у них не будет возможности учиться нормально, весело и вольно качались на лианах и совокуплялись с кем попало, чем богобоязненно крестились и с круглыми глазами цитировали библию.
http://www.youtube.com/watch?v=t7iq7Y3HhrQ&feature=player_embedded