Про цифровую (дигитальную) архитектуру

Apr 04, 2010 14:25

Для универа, сборная солянка.



Информационные технологии в  процессе архитектурного проектирования.

Информационные технологии, то есть технологии управления и обработки данных с учетом вычислительной техники, вот уже второй десяток лет активно используются для оптимизации процессов архитектурного проектирования. Принятые бумажные системы документооборота, на которых построены все организационные процессы человечества, не справляются с количеством информации и скоростью, с которой она должна обрабатываться. Архитектурный процесс проектирования является частью этого глобального процесса, где тенденция к ускорению только сохраняется.

Для более подробного изучения влияния информационных технологий на архитектурное проектирование рассмотрим типы средств, используемых для создания специализированной архитектурной информации (данных).

01.Сбор информации. Цифровые средства, используемые для сбора информации: исследование участка, статистические данные и т.д.

02. Документация. Классический CAD (САПР)- используется для создания графики, подобной ручной (планы, разрезы, фасады), но упрощающий процесс внесения поправок.

03. Общение/ Презентация.  Использование более продвинутых компьютерных графических средств для лучшего представления концепции проектирования: рендеры, коллаж, анимация.

04. Сотрудничество. Использование специализированных  приложений (не почты) при  работе с удаленными членами команды или клиентами для обмена информацией и управления процессами проектирования.

05. Поиск архитектурного решения. Разработка концепции на экране, используя информационную модель. Программное обеспечение заменяет или дополняет традиционные методы поиска архитектурной формы (например, макетирование).

06. Анализ проекта/ Расхождений, соответствий. Количественный анализ, включающий оценку; от компьютерного расчета инсоляции до полного инженерного анализа.

07. Системы здания/ Выбор.  Автоматический подбор комплектующих, элементов здания.

08. Сравнение элементов / Оценивание.  Автоматическая генерация цены, путем анализа компьютерной модели здания; возможность заметны проектируемых элементов или  конструктивной схемы, сбор и сравнения результатов по зданию.

09. Генерирование. Использование автоматических способов генерирования  облика, изменения отдельных элементов и систем.

10. Прототипизация. По данным информационной модели создание быстрый прототип для последующего проектирования.

11. Реализация / Производство. Используя проектные данные, производство компонентов здания (полномасштабных) или генерирование спецификаций.

На данный момент по статистическому исследованию Чикагского университет искусств более широко используются такие типы средств из перечисленных выше как: презентация, документация, поиск формы, сбор информации.

Как видно, информационные технологии затрагивают не только оптимизацию архитектурного процесса, избавляя от рутины, но и значительно влияют на выбор архитектора при создании архитектурного образа, конструктивного решения, подбор соответствующих материалов.

Дигитальная или цифровая архитектура.

Современное общество ΧΧΙ века уже не мыслит себя без больших скоростей интернета, высокоэффективных технологических процессов и «процессоров нового поколения», а также персональных компьютеров, сотовых телефонов и других приспособлений, служащих для передачи информации на громадные расстояния, а также ее создания или обработки. Интернет-магазины, веб-деньги, емайлы, википедия, программные продукты и беспроводные сети стали обычными инструментами существования общества.

Новая эстетика всегда ведет к созданию новых форм, тем более, что программные продукты, кроме комплексного информационного проектирования здания (BIM), предлагают и новое отношение к форме как параметрической оболочке.  Параметрическая архитектура использует более сложные геометрические построения, которые задаются числовыми выражениями и функциями, используя один элемент для создания многовариантного множества подобных, но не типовых элементов. Развитие инженерной автоматизации здания и слияние ее с общим процессом проектирования привело к созданию также и другого типа архитектуры, которая использует интерактивность как элемент проекта, воспринимается во времени, даже без изменения места положения человека-потребителя, и требует алгоритмических построений, где «интерфейс» контактной среды становится важным элементом архитектурного объекта. Этот новый этап развития цифровой или дигитальной (digital) архитектуры уже ассоциируется с имеющей определенный алгоритм поведения оболочкой, взаимодействующей с человеком как пользователем, если использовать компьютерную терминологию. Архитектор же становится программистом человеческих процессов жизни и создателем интерфейса среды обитания, контакта между человеком и зданием как кибернетическим организмом. К тому же развитие сети интернет добавило возможность коммуникации. То есть, информационная база здания о его состоянии или о состоянии пространства в нем или около него может быть передана и отслежена на расстоянии, участвовать в процессе взаимодействия с базами других зданий и не только зданий, отражаться на интерфейсе его самого или присылаться в виде смс на ваш сотовый номер. Как писал Ле Корбюзье, образ архитектуры будущего - это «машина».  «В условиях изменения климата, экологического и энергетического кризиса, при возросшей потребности в устойчивом развитии городов необходимо выработать такой подход к архитектуре и градостроительству, который будет адресован городу и отдельным зданиям как к комплексным интерактивным системам, взаимосвязанным и вступающим в симбиоз с природным окружением,» - так обозначила задачи архитектуры Луиза Кокс, президент международного союза архитекторов.

На данный момент цифровая архитектура анализируется лишь с формалистической точки зрения. Здесь можно процитировать Григория Ревзина (архитектурный критик), который обобщил критерии дигитальной архитектуры на современном этапе: криволинейность, случайность (форма выглядит произвольным сочетанием линий и плоскостей), редупликационная полицентричность (форма развивается из нескольких центров, являющихся редупликациями одного случайного узла), атектоничность (неразличение верха и низа, форма может вертеться как угодно), экстенсивное развитие (форма стремится заполнить все возможное пространство), незавершенность (и этого пространства ей все равно мало).

Скорее всего, это связанно с тем, что современная архитектура пока лишь формально отражает веяния времени, зачастую банально радуясь от появившейся новой функции в CAD  программе или 3d MAX и пытаясь поскорее запечатлеть ее в реальной действительности.  Однако, исследования  и частичные реализации таких компаний как ONL, SOM, BIG, Grimshaw architects, и многих др. и институтов Pratt School of Architecture, Columbia:GSAP, Southern California Institute of Architecture: Sci ARC, University of Pennsylvania/School of Design/Department of Architecture, Architectural Association School of Architecture развивают уже новые идеи, ищут новые пути обобщения архитектурного опыта проектирования. Частные проектные бюро и институты пытаются сформулировать основы новой парадигмы в архитектуре.

текст

Previous post Next post
Up