Данный текст представляет собой отзыв анонимного автора (внутри текста именуемого "анон") на четыре официальных видеоверсии мюзикла "Последнее Испытание". Отзыв настолько прекрасен, что не стащить его было попросту невозможно.
Не оставляю надежды когда-нибудь узнать имя автора ))
Далее - непосредственно отзыв.
С Рейстлином Герасименко все оказалось совсем сложно, хотя он и так очень непростой. Это…ну… такой Рейстлин, который ко всему привык. Привык думать, привык планировать, привык манипулировать, привык по-своему очаровывать, привык болеть. К последнему привык так, что не понимает, что сейчас его подводит не тело, а душа. Этот Рейстлин становится понятен уже на реплике «Мой замысел давно определен». Если ему удастся победить Такхизис и стать богом, это для него будет забавный сюрприз. Потому что сам-то он для себя сформулировал задачу иначе: прекратить это. Прекратить себя в текущем положении и состоянии. Твою мать, как же хорошо Герасименко ведет эту линию «болезни к смерти», даже страшно. В этом Рейстлине есть что-то подчеркнуто волшебное, потусторонее (Вот! Он немного как бы Русалочий царь/Фокусник из МХАТовской «Ундины», ей-богу, аноны, из Гастрольки его вообще можно туда копировать-вставить) такое не может не очаровывать. И, блин, как же красиво раскрывается то, что во «Встрече у летописца» Крисания просто очарована, заворожена, а влюбляется только тогда, когда понимает, что все это русалочье царство - темная вода, смерть, и она может спасти. Она идет за ним к вратам Бездны не только из-за любви, еще из чувства вины и долга: вообразила себя соломинкой, за которую цепляется утопающий, а оказалась соломинкой, которая ломает хребет. «Кто назвался - вписал себя в круг и уже побежден», как соломинку Рейстлин ее и сломает.
Истар офигителен как возможность посмотреть на героя в других обстоятельствах и другом облачении. По Егорову там видно, что Истар ему мелковат, хорошо бы весь мир и пару коньков в придачу. Баярунас, внезапно, там как рыба в воде: нормальный такой злющий, нервный и амбициозный умник, мог бы достигнуть больших высот. Бирин… с Бириным там отдельная потрясающая история, о ней позже. С Рейстлином Герасименко там все опять тонко и страшно. Он больше как бы не умирает от приступов кашля. Он улыбается и подшучивает, потому что почему бы и нет. Ему вообще на должности советника очень удобно. Но… Белые одежды и аристократичность облика вдруг подчеркивают, что этот человек все еще умирает. От чего-то другого. И это играется не прямо в лоб, выражением лица «у меня тут депрессия, понимаете ли», а сложной, неоднозначной, рассинхронизированной, неискренней мимикой.
«Как ступить на болотный мох» - как раз про этого Рейстлина. Он завораживающе неискренний, ненадежный, обманчивый. Он пугает в редкие моменты искренности, потому что каждый раз кажется, что это его убьет. И вот тут начинается то, за что я просто аплодирую стоя. Когда этот Рейстлин оказывается в ситуациях, где необходимость искренности пробивает его насквозь… у него включается обычная, почти детская, иногда некрасивая, иногда даже преувеличенная… жалость к себе. За которую он себя очень даже ненавидит потом. Которая могла бы спасти, если бы он не воспринимал все это как нечто привычное и не стоящее дополнительных размышлений, оптимизатор хренов. С этим Рейстлином почти до конца кажется, что еще не поздно. И с ним же жуткая загадка: так и не понятно полностью, что с ним сделала Бездна. Понятно только то, что он сделал то, зачем пришел… в последний момент передумал, но было поздно. Это как прыгнуть с крыши и передумать в полете, поэтому действительно страшно. Блин, вот: Бездна с ним ничего такого особенного не сделала, он как был немного не здесь, потому что одной ногой там, так и оставался, просто чуть-чуть помогли перешагнуть. И только тогда он впервые подумал, что получается что-то непривычное и непредвиденное. И было поздно.
Рейстлин Баярунаса… сначала почтим минутой молчания множество сов, бесславно погибших в попытках натянуть их на этот глобус. ПИ - конструктор, это его проклятие из ролевого и дивнюкового прошлого: зритель, так или иначе, призывается поглядеть вот так, вот так и немного погадать, чтобы сложить в голове историю. И это интересно. Но взрыв на фабрике LEGO - это слишком. Ракурс, который нравится лично анону: крайне жесткая рабочая студия, выявляющая слабые места постановки (тест пройден идеально, чувак захотел стать богом в мире, которому норм и без него, скатертью дорога, выбор сюжетной линии абсолютно оправдан). Мир сделан так хорошо, персонажи в нем так достоверны и адекватны, что если все это как следует пошатать, оно просто начинает сверкать другими гранями. Был, в принципе, очень новаторский персонаж, которому я был готов посочувствовать: заигравшийся ролевик в неигровой истерике. Но, сука, камеры и крупные планы… микровыражений охуения на лицах партнеров по сцене мне хватило, чтобы включиться в тему «все сломалось». Педаль в пол заклинило, и она ушла в магму через земную кору? Ну, извини, чувак, у меня тоже заклинило механизм, опускающий завесу жалости. Это не Рейстлин. Это вообще не имеет отношения к театральным постановкам. Это дико интересно. Это эффект подвесного моста как он есть: я полюбил Крисанию и Карамона / Минину и Колпакова как родных внезапно, увидев их не участниками, а заложниками игры. Ну, что за игра, когда тебе чувак может устроить нежданчик когда ему в голову взбредет, а ты ему даже язык в удобный момент показать не моги, потому что он же поломается и поломает все к хуям. Короче, мы видим грань Рейстлина, которая удалась даже слишком хорошо: болезнь и манипуляция. Все остальное, что внезапно удалось, получилось потому, что звезды так встали (бля, и даже это двусмысленно, мне аж захотелось расшифровать, что я тут имею в вижу не Колпакова и Минину, а просто разные случайные факторы))). И, да, я мог бы приплести сюда Барта, смерть героя в пику смерти автора и всякий постмодерн, но случайно увидел деконструкцию здорового человека, о чем тоже ниже.
НО!!! Рейстлин смог, потому что был дико упертым. У него была плохая наследственность в смысле ебнутости на всю башку и куча хуйни по жизни. И он все это себе подчинил и этим управлял. Если вот это вот все реально подчинить и управлять, может выйти охуено. Я даже немного буду надеяться на всякий случай: жаль было бы продолбать такое попадание во внешность и такую экспрессию.
Источник:
тут Против Рейстлина Егорова анон был предубежден с самого начала. «Если не проникнусь, то хоть послушаю классный голос» - решил анон и приступил к просмотру. И… проникся почти сразу. Не знаю, как так получилось, но с этим Рейстлином охренительно играет балет, от начала и до конца. Они же там все легкие, а Егоров сильный такой чувак… а картинка собирается абсолютно другая: жуткая темная стихия и стоящий посреди нее черный маг, какой-то очень выверенный, отточенный и хрупкий на ее фоне. От каких-то совсем тонких нюансов зависит, он в ее власти или управляет ей.
И он потрясающе играет голосом. Кажется, Егоров может рассказать историю Рейстлина просто стоя у микрофона. Я ожидал, что он сейчас переберет с драйвом и устроит эпик, но… Рейстлин Егорова оказался очень властным, очень высокомерным, самоуверенным и… очень мягким, когда это необходимо. Потому что может себе позволить. И жесты у него просто чертовски хороши. Я представляю себе, как все это офигенно выглядит из зала. Блин, просто отдельно интересно смотреть, как он как будто постоянно прикидывает, до какой точки зала и с какой силой должен добить голос, а потом как будто подталкивает его в этом направлении, уже в воздухе, рукой. У всех Рейстлинов какая-то своя метафора магии на сцене, у Егорова - вот такая. Короче, анон не сразу вовлекся эмоционально, но сразу залюбовался.
А вовлекся анон, когда понял, что то, что кажется силой, на самом деле - воля. Дикая, упертая целеустремленность и скручивание себя в немыслимую фигуру. Рейстлин Егорова как будто с самого начала знает, что он - бог, просто занимает не подобающее богу место, и намерен это исправить. Но я вижу в его игре очень неожиданную трактовку того, зачем этому Рейстлину быть богом и вообще так себя воспринимать. Проблема не в том, что человеком быть хуже, чем богом. В том, что быть таким человеком, каким Рейстлин на самом деле является, - отвратительно и невыносимо. Этот Рейстлин как раз на самом деле слабак и трус. Он даже не ненавидит себя, потому что спрятал себя настоящего как можно глубже и старается туда не заглядывать. И компромисса, какой-то середины между «рабом и червем» и «царем и богом» просто нет. Рейстлин, который целует Крисанию, точно не бог… тогда, получается, кто?.. Ебаный стыд, гори все синим пламенем! Не знаю, сова ли это на глобусе, но в «Испытании огнем» мне показалось, что Рейстлин теперь побаивается Крисании, ключик-то оказался с сюрпризом. Э… получается, этот Рейстлин с темами грандиозности и унижения у нас нарцисс, типа того?
Отношения с Карамоном у них интересные. Как-то я вполне поверил, что «спиной к спине сражались мы в войне, и нас объединила та война». Преувеличенная забота одного брата, раздражение другого - это как бы ритуал, формальность, так-то у них все ничего… до определенного момента. У Рейстлина нефиговая ледяная броня, за которую Карамону можно, он же для брата не отдельный человек, а как бы часть тела. Пиздец начинается, когда становится нельзя. История, по-моему, получается такая: в «Детстве чародея» Рейстлин вспоминает, видит себя со стороны и… ему не нравится. «Армия чародея» и «Соблазнение» - компенсация. Типа, встал такой крутой и прошел по головам, теперь никто не заподозрит, что там внутри мальчик, которого в школе побили.
Все это было ожидаемо, но для меня все же оказалось сюрпризом, что в Бездне этот Рейстлин по-настоящему боится. Он там от всех и всего шарахается так, что в сцене с «друзьями» детства забываешь, что все это слабые балетные тычки. И… все. С этого момента Рейстлин безнадежен. Он полностью слился с тем самым забитым мальчиком. Как только он возьмет себя в руки - отомстит тем, кто это видел. Страшный получится бог, не знающий отношений, кроме жертвы и палача. А в руки он себя берет после чудесного воскрешения прямо-таки демонстративно. Чтобы смягчить подступающий пиздец, «Властелина ничего» он просто круто поет. Типа, додумай сам, дорогой зритель, что происходит с великим черным магом в этот момент. Как бы и эмоционально не дотянул, а как бы и… хорошо сделано!
Еще у него интересные образные игры с Крисанией, я, может, потом еще присмотрюсь. «Холодная, как сталь, прекрасная, как лед, в котором гаснут стрелы огня» - это описание на самом деле подходит самому Рейстлину, он ее описывает как свое зеркало. Его так сильно впечатлило танго со Смертью, что он в «Отречении» протягивает руку Крисании, словно приглашая на танец: «Танцуй же со смертью»…
В общем, это очень красивый Рейстлин, которого абсолютно не жалко.
Рейстлин Бирина - это шедевр логики и обоснования. И это как раз деконструкция здорового человека. Берем фэнтезийного персонажа с условной мотивацией и обосновываем его от начала и до конца по логике реального мира. И получается… Да охренительно получается, я даже не думал, что эта сказка может взлететь на такой уровень.
Первое, что мы знаем о Рейстлине, - это что ему вперлось стать богом. Зачем человеку вообще захотелось стать богом? У него комплекс власти дорос до таких пределов? Нет. «Он ищет справедливость, а не власть». Это не из-за себя самого, а из-за мира. Мира, в котором он лечил чуму и воевал, где любимые люди умирают, где на каждом шагу предательства, могущественные маги боятся талантливых юнцов; мира, который дерьмо, но еще не все потеряно. Это умереть и не встать что такое: я был готов увидеть немного другого Рейстлина в Истаре, но дон Румата Истарский убил меня в самое сердце.
Этот Рейстлин не ассоциирует себя со своей болезнью, но ему по-настоящему сочувствуешь во время приступов кашля, потому что на лице крупными буквами написано: «Твою мать, опять, да что же не вовремя так!» Он вообще как-то… очень нормально себя ведет. Такая адаптивность, пластичность с крайне редкими срывами, - очень себе на уме и очень опасен. И очень заметно, что пришел с войны. Он классно играет эту палку о двух концах: круто манипулировать может только тот, кто сам умеет круто приспосабливаться к обстоятельствам.
Второе, что мы знаем о Рейстлине, - он идет к своей цели по головам. Что, настолько крышу снесло, так тащит в Бездну, такой на самом деле психопат? Нет. Он просто признает людей, которыми жертвует, равными себе. Это единственное, чем он сам перед собой оправдывается: типа, не связанными же их потащил навстречу новому миру, сами пошли. Он бы с удовольствием признал, что лучше, умнее и достойнее них, но если сделает это - будет вынужден признать, что поступает хуже них. Рейстлин вынужден симулировать этичность сам для себя, его сломает именно этот постоянный самообман.
В «Соблазнении» просто адский ад, он изначально стоит на позиции «Я, вообще-то, не самый плохой человек», и когда Крисания отшатывается от него, считывает это движение как отрицание и подтверждение: «Самый!» И потом с ужасом и болью понимает, что, несмотря на это, Крисания… черт, как же он играет эту победу, которая больнее поражения…
Единственный Рейстлин, по-моему, который усомнился в реальности Такхизис в «О любви» и попытался контролировать собственные глюки. Бирин вообще очень точно играет реакции, которые у героя идут на автомате: проваливаясь в бездну собственного безумия, сначала попытался уничтожить причину (Крисанию?), потом успел понять, что ошибается, и просто вытолкнул ее из бездны этим «Убирайся!». Сцена с Карамоном и «Колыбельной» лишена подростковой драматичности, поэтому она тяжелая, страшновато от того, что Рейстлин и Карамон в ней - взрослые люди. И «Испытание огнем» отдельно прекрасно, потому что Рейстлин и Крисания в ней потрясающе спокойны - они не могут не быть спокойными, потому что опустошены и устали, и вот тут-то наконец они действительно вместе - соратники, а не влюбленные.
Бездна ошарашивает наглухо. Очень неожиданный и очень понятный Рейстлин. Почти не вызывающий сомнений в том, что может победить, потому что вошел в бездну таким… ироничным безумцем. «А вот не надо было ронять мне планку, девочка» - и это Темной госпоже. Он действительно напуган во время кошмаров, но все еще опасен, потому что выдает неожиданные реакции, просчитывает что-то, это реально очень умный Рейстлин, контролирующий все даже в Бездне. Только призрак матери наглухо отрубает этот контроль… А потом очень интересно: этого Рейстлина легко представить себе одним из созданий Бездны. Ему, возможно, даже могло бы понравиться… Он не повержен, а подчинился, перестал сопротивляться, поплыл по течению.
Победа над Такхизис - очень короткая и трудная сцена, я в ней не верю ни одному Рейстлину, всегда такое «победил мастерским произволом». Но Бирин… я не знал, ржать или восхищаться, но это выглядело примерно так: ветеран магического спецназа очнулся и замочил Темную госпожу тупо на рефлексе. А что, верю.
«Отречение» и «Властелин ничего» просто выворачивают наизнанку. Рейстлин уже знает, что произошло. Он уже «Властелин ничего» - в самом начале «Отречения». И идет не «взять что осталось», а получить то, что заслужил. Это будет справедливо. Он же справедливости искал - ну, что ж, нашел… Он обнимет Крисанию, потому что должен попрощаться и как следует запомнить ее и то, что сделал с ней. Реплики призрака Такхизис на фоне этого абсолютного понимания выглядят как внутренний голос, не сообщающий ничего нового. «Властелин ничего» страшен, потому что Рейстлин, уже срываясь в абсолютное отчаяние, все еще пытается достойно принять поражение. Кстати, а зря ли его странный грим вызывает ассоциации с японскими гравюрами? Может, так и было задумано?
Резюмируя все это - еще и офигенная профессиональная дистанция с героем и зрителем. Да, создал живой и искренний образ. Да, убил в самое сердце… но ровно так, как принято в театре. Рейстлин Герасименко немного плывет по волне того меланхолично-патологического настроения, которое создает, и в какие-то моменты можно заподозрить что-то неладное на сцене. Рейстлин Баярунаса - это в принципе что-то неладное на сцене. Рейстлин Егорова хорошо делает шоу. Но Бирин… мое сердце безоговорочно принадлежит ему в этой роли, и я очень жалею, что не смогу увидеть это вживую.
Источник:
тут