про "Левиафан" Звягинцева

Jan 18, 2015 13:25


щас я буду рассказывать свою обычную историю про "фильм-классный-но-мне-не-понравился" :)) и многабукаф.
у фильма множество достоинств. одно из них - замечательная игра актёров. спасибо им и режиссёру. в последнее время в русском кино играют плохо. из рук вон. аж смотреть тошно. в "Левиафане" игра актёров настолько достойно профессиональна, что захватывает именно она. я там не увидела какой-то жуткой клеветы, как многие пишут. даже, если честно, про тонны водки не увидела. в том же "Горько!" пьют в разы больше, и ничего. и даже каких-то ужасов режиссёр сознательно не показывает. лайт-избиение адвоката, всё. остальное - за кадром. при этом в общем ощущение от фильма очень тягостное. и при этом же оно 100% совпадает с ощущением от того, что на улице. не в смысле событий, нет. Звягинцев - при всей рафинированности своего кино "для интеллектуалов" очень точно ещё в "Елене" описал то, что происходит не в стране, а в головах и даже в психике людей. люди в "Левиафане" поражают тем, что я бы назвала слабостью духа. они все очень хотят покоя. хотят, чтобы "всё было хорошо", "мир во всём мире" и т.д. но добиваются они этого не тем, что поступают по Божеским законам или по моральным общечеловеческим, а тем, что как бы забывают, старательно упихивают в подсознание некоторые факты и подоплёку разных событий. так было в "Елене", благостно озирающейся в квартире загубленного ею олигарха, умилённо взирающей на своё отвратительное семейство. так в "Левиафане", где побитый адвокатишка беззвучно укатился в свою Москву, где прекрасные законы, не работающие в северной глуши, да и в Москве работающие через раз. так и "друзья" главного героя, благополучно сдавшие его и пришедшие к мальчику со словами "ты ж нам как родной" (друга Пашу играет, кстати, тот же актёр, Алексей Розин, что и сына Елены). так Вадим, человек с чёрной душой, стоящий в святом храме, уважаемый, "большой" человек и благотворитель. так и священник, уверяющий Вадима, что он прав, ибо "большое дело делает". "все виноваты во всём".
и этим всем режиссёр не даёт никакого катарсиса. и нам не даёт. в фильме его нет. сознательно ли это делается, я не поняла. мне ещё в "Левиафане" не хватает образности. как-то всё очень конкретно. и этот страшный и, казалось бы, невероятно метафорический скелет на берегу должен играть какую-то мощную роль. но он теряется, как теряется всё в нашей стране, на фоне бесконечности ландшафта. как теряется на этой огромной территории всё важное. как не доходит никакое эхо никуда.
ещё один нюанс, который этот фильм лишний раз подчёркивает, но уже будучи вписанным как кинематографический артефакт в пространство истории: у нас вечно чего-нибудь необходимого в одном экземпляре или в очень малом количестве. у нас должно быть много разнообразных активных оппозиционных политиков, но по факту - один несчастный Навальный. у нас должно быть много Звягинцевых. но он почти один в поле воин опять же. та самая "щелястость", о которой так любит говорить Быков. когда вокруг всё обнесено досками, но в них есть огромные щели. и воздуха не сказать, чтобы нет. он есть. но его не хватает. он хорош, его хочется вдыхать ещё и ещё. но нету.
после этого фильма начинает страшно хотеться посмотреть множество других такого же качества, с такой же игрой актёров. хочется смотреть комедии, мелодрамы, психологические фильмы, сериалы. я, кстати, очень хочу посмотреть фильм "Звезда" Анны Меликян.

культура-мультура, чёсмотрела

Previous post Next post
Up