Псевдо-признание: Исторический и Современный Контекст
Сексуальное Внимание как Замещение Жизненных Целей
Для женщин признание всегда было скудным. Но вот со вниманием, менее ценным сплавом признания, происходит совсем другая история. В отличие от признания, которое отражает определенный вклад индивидуума, внимание может быть привлечено свойствами или событиями, над которыми у человека нет власти. Внимание может быть не таким значимым или длительным как признание, но получать внимание все же лучше, чем быть проигнорированным.
Внимание охотно предоставляется женщинам, по крайней мере, пока они молоды и считаются сексуально привлекательными и сексуально доступными. Основным изъяном сексуальной привлекательности, как основного источника самоценности, является присущая ей нестабильность. С юности до ранней зрелости, а затем через зрелость и старение, вопрос того, как заполучить и сохранить сексуальное внимание, постепенно смещается и становится все более проблематичным. Привлекательная молодая женщина, которую обожали поклонники, слишком быстро становится матерью, потерявшей сексуальную ауру. Талантливая в своей профессии ученица, которую обожал заигрывающий с ней наставник, (со временем) становится не-так-уж-любимой равной ему соперницей, которую уже очерняют как жесткую, беспощадную и агрессивную. Привлекательная женщина среднего возраста внезапно становится «женщиной определенного возраста».
В автобиографической заметке писательница Кеннеди Фрейзер живо описала такое превращение: «Мужчина моего возраста, с которым я болтала на вечеринке, отвлекся от меня и жадно посмотрел на хорошенькую молодую женщину гораздо моложе меня. Когда я была молоденькой девушкой, я была уверена во внимании более старших мужчин и зависела от их одобрения. Я ясно увидела в тот же момент, когда взгляд мужчины сместился (с меня), что эта власть мне больше не принадлежит. Пришло время развивать другие средства».
Исторически и до самых наших дней сексуальность женщин доставляла им их главную социально-одобренную возможность получить одобрение. Ухаживание остается фазой в жизни женщины, когда она может привлекать к себе внимание без страха болезненных репрессий со стороны общества. В конце концов, она не соревнуется с мужчинами, но преподносит себя как потенциальный источник мужского удовольствия.
Почти все внимание, предоставляемое женщинам в средствах массовой информации, фокусируется на их сексуальной доступности. Ошеломляющее большинство женщин в литературе, в кино и в предметно-изобразительном искусстве находятся в стадии ухаживания, и почти все сюжеты с женщинами - главными действующими лицами сосредотачиваются на возможных сексуальных связях. Исследование средств массовой информации 1996 года обнаружило, что женщины в фильмах, по телевизору и в журналах «чаще всего показаны как озабоченные любовной связью и своей внешностью, чем поиском работы или получением образования». В фильмах, например, 60 процентов мужчин, но только 35 процентов женщин были показаны работающими. Как горько замечают многие актрисы, женщины, которых не воспринимают как доступных для романтической связи, считаются недостойными внимания. Они исчезают из поля зрения. Все обычные сюжетные линии - истории о дружбе, красочные приключения, проверка характера, жизненный кризис, истории о взрослении - все они обычно оставлены мужчинам. И хотя в действительности женщины составляют большинство населения, подавляющее большинство героев на ТВ и в фильмах - мужчины.
Можно было бы ожидать, что с тем, что женщины достигли большего количества общественных ролей в нашем обществе, то практически исключительное внимание, предоставляемое женщинам в период ухаживания, несколько уменьшится. Но этого почти не происходит. Доктор Джейн Браун, профессор журналистики и масс-коммуникаций из университета Северной Каролины, Чапел Хилл, замечает: «Мы находимся там же, где и всегда. Мы находим все ту же озабоченность девушками тем, чтобы быть достаточно привлекательными, чтобы завлечь мужчин. Женщины рассматриваются в основном как сексуальные объекты».
На самом деле, вместо уменьшения проблемы, можно было бы поспорить, что произошло обратное. Вместо расширения ролей, в которых женщины могли бы получать признание, предпринимаются новые усилия по усилению ценности их периода сексуальной доступности. Женщины сегодня изображены как более агрессивные участницы любовных связей. «Секс в Большом Городе», одна из наиболее популярных програм на ТВ, пытается придать новый вид старой любовной формуле, описывая сексуальные связи с большей прямотой и якобы с точки зрения женщин. Программа фокусируется на поисках женщинами сексуального опыта и партнеров, но, как и в прошлом, те аспекты жизни женщин, которые не касаются брачных танцев, являются по сути лишь декоративным украшением.
Свадьбы
Для женщин период ухаживания остается наиболее бесконфликтным способом открытого получения внимания. Интенсивность, с которой они стараются максимально увеличить краткий момент в лучах внимания, достигает трагикомических пропорций. Свадьбы являются тому примером. Они являют собой апофеоз стадии ухаживания и имеют громадное значение для женщин. Для многих женщин это единственный день в их жизни, когда они могут насладиться нераздельным обожанием общества. Это то единственное событие, во время которого они получают одобрение без встроенных в ситуацию конфликтов и потерь. И женщины разыгрывают эту карту во всю мощь.
Хотя мы живем в обществе, в котором свадьбы больше не означают начало сексуальной интимной жизни или сожительства с партнером, и в котором половина браков заканчиваются разводом, свадьбы разрослись за последние десятилетия в мегаиндустрию. Выпуск 2001-го года журнала «Невеста» установил рекорд Гиннеса как самый большой когда-либо изданный журнал для потребителей: он весил 2.2 килограмма и насчитывал более чем тысячу двести страниц. Его ближайший соперник, «Современная Невеста», недалеко от него ушел. Средняя цена свадьбы в тот год - двадцать тысяч долларов - равняется примерно двум третям дохода (после уплаты налогов) средней американской семьи. Парадоксально, но расширение индустрии свадеб как еще более ритуализированного события стало, возможно, результатом того, что работающим женщинам доступно больше финансов.
Осведомленность средств массовой информации в почти навязчивом интересе женщин к свадьбам привела к широкому распространению тем и продукции, относящихся к свадьбам. Вот что пишет Нью-Йорк Таймс: «Было доказано, что свадьбы хорошо продаются... в производстве находятся десятки фильмов, у которых в названии присутствуют слова «свадьба» или «невеста». Даже мода начала отказываться от своего снобизма по поводу свадеб: в июне 1998-го вышел первый выпуск для невест журнала Вог... дизайнеры высылали (для него) огромные, сделанные как для телевизионного шоу свадебные платья. В крутых поворотах сюжета мыльных опер присутствуют свадьбы, а также свадьбы, ну или почти свадьбы, показаны в первых сериях всех телевизионных шоу, от «Вилл и Грейс», до «Друзей» или до «Внезапной Сюзан» со «Скорой Помощью». И свадьбы или свадьбы, отмененные в последнюю минуту, показаны в последних телевизионных шоу сезона».
Имеет значение, что феномен свадеб практически полностью ведется женщинами. И именно женщины планируют и тщательно контролируют эти непомерно дорогие мероприятия. Не существует журнала «Современный Жених» или специальных магазинов для женихов и дружек. Исследование, собравшее воедино обзоры книг о подготовке к свадьбам, заключает: «Странным в книгах о подготовке к свадьбам является тот факт, что в них редко упоминается жених. Книга «Свадьбы», написанная Колином Коуи, мужчиной, основной доход которого идет из планирования свадеб, едва ли удостаивает женихов слабым кивком в их сторону; нескольких страниц в ней достаточно, чтобы дать исчерпывающие сведения о подобающей одежде и выборе бутоньерки».
Почему этот день так невероятно важен для женщин - и гораздо менее важен для мужчин? Я подозреваю, что ответ будет простым. Жених знает, что в будущем его ждет много возможностей получить признание и внимание. Он в самом начале, а вовсе не на пике своей траектории по получению социального признания. Он конечно рад появиться и сиять на своем свадебном празднике, но для него это не единственная благоприятная возможность. Тогда как его невеста, скорее всего, никогда больше не получит такого уровня внимания.
Признание через другого
Что происходит после относительно короткой фазы ухаживаний? Пользуясь какими стратегиями женщины из сферы домоводства могут получить признания, «достаточного для жизни»?
Одна из проверенных временем стратегий замужних женщин является косвенное подбирание ими крох признания, которые являются побочным продуктом признания, которое они дают другим. Женщины соглашаются на этакую «капающую по капле» разновидность получения признания, используя «снабженческий» жаргон старых республиканцев. Негласный план этих женщин состоит в эмоциональной щедрости к другим и надежде на то, что зависимость и благодарность тех, кого они лелеют, обеспечит их собственную эмоциональную потребность во внимании и признательности.
В предыдущие поколения, как и в мое время, многие женщины выражали свои стремления через других. Таким образом они получали удовольствие от профессиональных достижений своих мужей, чувствуя себя частью успешной «команды». Такая женщина участвовала в бизнес-мероприятиях, ездила на совещания, развлекала коллег мужа, и впитывала любой отраженный триумф, который только ей перепадал. Однако иллюзия разделенного признания разбилась вдребезги во время шестидесятых и в семидесятых, когда уровень разводов пополз вверх, и все больше и больше женщин финансово и социально оказались у разбитого корыта. Сюжет популярного фильма «Первые Жены» вращается вокруг той ярости, которую постаревшие, разведенные женщины испытывают к молодым спутницам их мужей, к которым те ушли. В одной из многих статей, порожденных этим фильмом, писали: «Когда заканчивается брак, заканчивается и положение на виду, власть и все остальное, что обычно достается первым женам. Очень немногие сохраняют тот статус и престиж, который ассоциируется с тем, чтобы быть Миссис Кем-То». Сбоку статьи была полоса про жен богатых и знаменитых, подписанная: «Все еще на Троне: Первые, Все Еще Не Разведенные Жены».
Женщины оставались с кристальным пониманием того, что общество, по сути, не рассматривает их вклад - социальный или финансовый - в карьеру их мужей во время брака как значимый. Я помню, как обнаружила этот факт, когда умер мой отец, президент колледжа. Моя мать была значительной фигурой в академической среде, проводя, украшая и улучшая публичные мероприятия в университетском городке. Но вскоре после смерти отца она обнаружила, что сам по себе ее статус минимален. Ей нужно было бороться за право вообще как-то присутствовать на задворках этой среды, во всяком случае, пока, через несколько лет, она не вышла замуж снова за выдающегося профессора из другого учебного заведения.
Я часто вижу тот же феномен в жизни как своих друзей, так и пациентов: замужняя женщина без карьеры, потерявшая мужа, оказывается социально выброшенной на мель. У нее нет связей с рабочего места, и она больше не вписывается в социальную жизнь, которая была рассчитана на (женатую) пару, и к которой она привыкла. Она постепенно изолируется и начинает чувствовать себя социальной парией.
Знаменитости
Женские стратегии по получению признания - в качестве ли благодарности за услуги в роли поддержки, в качестве ли побочного продукта стремления к цели через других - остаются рискованными. Одним проверенным запасным вариантом для многих женщин, когда все остальное не работает, остается чистая фантазия. Они идентифицируют себя со знаменитостью и пытаются ассоциироваться с удовольствием от внимания, которое получают эти всемирно известные женщины. Журналы и телевизионные шоу про звезд кино, королевские семьи и про прочих знаменитостей являются важной подпоркой в жизни большого числа женщин.
Единственным общим знаменателем тех, кого идолизируют, является степень размера внимания, которое они получают: Рози О’Доннелл, Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Лопез и Лора Буш не имеют между собой ничего общего кроме славы. Женщины с впечатляющими достижениями, но которые не находятся постоянно на виду, слабо интересуют большинство женщин: статьи про Надин Гордимер, автора, получившую Нобелевскую премию, или про Розу Паркс не так популярны в женских журналах, как статьи про Джеки О [Кеннеди-Онассис - прим. перев.] или королеву Елизавету. Сам факт того, что эти женщины получают признание в громадных количествах, делает их интересными для мечтаний о них других женщин.
Мыльные оперы олицетворяют собой еще один способ фантазий о получении внимания; они являются популярной ежедневной пищей для почти исключительно женской аудитории. Сюжетные линии неизбежно концентрируются на любовном (и недозволенном) внимании от мужчины, которое получают героини. Для многих женщин это является воспроизведением золотых дней их периода ухаживания, когда их сексуальность вызывала социальный отклик. Женщины, неутомимо следящие за «мылом», похожи на мадам Бовари нашего времени, желая романтического спасения из по большей мере невидимого существования.