Анна Фелс "Необходимые Мечты"
Глава Восьмая
Родители, Наставники, Институты и Сверстники
РОДИТЕЛИ
Многим девочкам и женщинам, особенно в последние десятилетия, не пришлось выбирать суррогаты признания. Вместо этого у них появилась возможность научиться широкому спектру навыков и применять эти навыки в растущих с тех пор профессиональных и непрофессиональных сообществах. Тем не менее, беспокояще большое число талантливых молодых женщин скатываются на обочину на любом этапе этого пути и навсегда оставляют развитие своих интересов и целей. Исследователи искали причину этого феномена, и, неизбежно, в основном их работа обращалась к тому, в какое время и из каких источников женщины получают признание.
Теории психоанализа, подчеркивающие влияние, которое имеет детство на последующее развитие, глубоко внедрены в нашу культуру, и наша страна весьма озабочена темой родительства (и воспитания). Публикуются и постоянно читаются громадные количества образовательного материала о заботе о детях, несмотря на факт, что практически ни одна из этих книг не базируется на исследованиях или изучении результатов (приложения теорий). Американцы особенно разделяют практически религиозную веру в нестираемое влияние раннего опыта в семье.
Поддерживая эту традицию, большинство теоретиков развития заключили, что основа амбиций (некие цели и ощущение способности сделать нечто) внушены детям их родителями. И потому вряд ли будет сюрпризом, что в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых, когда тема женских амбиций стала главным фокусом академического интереса, первой областью, которую исследовали ученые было родительское влияние. Многочисленные исследования рассматривали влияние, которое оказывают родители на амбиции своих дочерей.
Результаты совершенно не впечатляли: исследование не обнаружило сильной связи между любым из родительских свойств и женским достижением во взрослом возрасте. Связи были найдены в различных исследованиях, но они были слабы и непоследовательны. В шестидесятых исследователи например заключили, что «девочки обнаружили значительную связь между своими стремлениями и ощущением неудовлетворения от отношений со своими отцами... Для таких женщин успешные профессиональные достижения компенсируют их личное (чувство) неадекватности и помогают добиться родительского признания». Считалось, что плохие отношения между отцами-дочерями подстегивают женщин к достижениям. Исследование успешных женщин-руководительниц, произведенное примерно в то же время, пришло к противоположному заключению. Большинство этих женщин описали «чрезвычайно близкие отношения со своими отцами, и что они были вовлечены в самые различные традиционно мужские занятия в компании со своими отцами». Исследователи интерпретировали данное исследование следующим образом: «если отец одобряет достижения, то такое мужское одобрение может помочь женщине включить высокие достижения в свою концепцию женственности».
Данные о материнском влиянии были не менее беспорядочными. Длительное исследование, которое включало большое число женщин-врачей, не обнаружило никакой связи между отношениями между матерями и их дочерями и между дальнейшим выбором карьеры дочерей. Похоже, изучение женских целей у женщин в возрасте между двадцати семью и тридцати семью годами заключило, что «поведение и выбор карьеры матерями этих женщин не предсказывали никаким образом поведение и ориентацию в карьере их дочерей». С другой стороны исследования женских амбиций Джерома Кагана обнаружили, что «достижения в зрелом возрасте у женщин позитивно соотносятся с суровым отношением к ним в раннем возрасте их матерей». Даже исследование влияния профессии родителей на амбиции дочерей было ни о чем. Один исследователь заметил, что «не было обнаружено взаимосвязи между выбором карьеры среди женщин, студенток колледжа, и профессией их отцов или образованием их отцов или матерей». Позднее, однако, (другое) исследование обнаружило, что женщины, у которых были работающие матери, были более карьерно-ориентированы, чем те, чьи матери не работали.
Результаты были не те, что предсказывали исследователи; не было никакой очевидной связи с родительским влиянием. Обзорная статья, названная «Влияние Семьи и Школы на Стремления и Ожидания Девочек-Подростков», напрямую утверждала, что «родительское ободрение не имеет существенного влияния на ценности девочек в области достижений». Другое большое исследование выбора карьеры одаренными женщинами достигло того же вывода; оно не нашло заметной связи «между выбором карьеры, который делали женщины и влиянием, которое оказывали их отцы и матери на их достижения».
До того, как мы попытаемся подытожить эти неожиданные выводы, важно будет заметить, что сегодняшняя научная литература не поддерживает предположение, на котором основываются эти исследования: что родительство (при отсутствии очевидного отсутствия заботы о детях) последовательно и в главной степени формирует ощущение наличия способностей или целей у детей. Необычно ранняя детская депривация или сильная травма может иметь вредоносный эффект, длящийся всю жизнь, а необычно интенсивные родительско-детские отношения могут значительно повлиять на жизнь, негативно ли, позитивно ли. Но в отсутствие этих крайностей, эффект от родительства похоже сильно переоценен. Элеонор Маккоби, выдающийся социолог и бывший профессор Стэнфордского Университета, сделала обзор исследования о развитии, рассматривающий долговременное влияние воспитания на взрослое поведение, после чего заключила: «В большинстве случаев, [статистические] отношения, которые проявлялись, не были большими... (результаты) предполагают, что поведение родителей или не имеет эффекта, или единственно эффективные аспекты воспитания сильно варьируются от ребенка к ребенку в той же самой семье».
Более поздний исчерпывающий обзор научной литературы, произведенный Джудит Рич Харрис, был опубликован в ее получившей премию книге «Воспитательная Ложь» [The Nurture Assumption]. Она приходит к тем же радикальным выводам: «Исследование за исследованием (показывает), что пары людей, выросших в том же доме, не разделяют сколько-нибудь заметно личностные свойства, во всяком случае, разделяют их не больше, чем пары, выросшие в разных семьях. И все же результаты не вписываются и в целом генетический подход, потому что родные генетически люди не были достаточно одинаковы - корреляции были низкими. Нечто другое, чем гены, влияло на личность изучаемых субъектов, но оно также и не вписывалось в рамки семейного воспитания в семье, в которой они росли».
Исследование развития стремлений у девушек и женщин совпадает с этими новыми находками в психологии; влияние родителей на стремления их выросших отпрысков сильно преувеличено. Кэтлин Герсон заключила свое обширное исследование жизненных выборов женщин так: «Если брать его отдельно, ранний детский опыт плохо предсказывает и не объясняет поведение и ориентацию взрослых». Смена ориентации от домашнего хозяйствования до преследования карьеры и наоборот происходила чаще, чем не происходила, и «чаще, чем стабильность в выборе, наблюдались впечатляющие перемены».
На смену ранее принятому расхожему мнению о воспитании, пришла новая теория: что дети формируются и мотивируются признанием, которое они получают от любого значимого человека в своей социальной окружающей среде. В отсутствие подобного признания, мотивация ослабевает. Женщина лет сорока, которую я интервьюировала, так описала свой опыт: «Когда я была ребенком, мне хотелось танцевать в балете или в музыкальном театре. Вот так я была настроена, и я тяжело работала, ходила на танцы, много танцевала. Мне нравилось выступать, и мне нравился мой учитель. Я работала ради себя и ради него; это было замечательно. А затем мы уехали из города, и танцевальная школа, в которую я пошла, оставила меня равнодушной. Я была вышвырнута на новую сцену в этой балетной школе, где я была никем, и это выбило меня из колеи. Мне не хватало моего учителя, и в какой-то момент я перестала танцевать».
Родители балерины подстегивали ее продолжать танцевать и даже записали ее в другую школу, но в отсутствие ее горячо любимого балетного учителя и при невеликом одобрении со стороны нового учителя, ее стремления быстро увяли.