Концерт А.Гаврилюка в московской филармонии, или ещё раз о гигиене.

May 04, 2012 04:08

Просматривая афишу московской филармонии, обнаружила анонс концерта пианиста Александра Гаврилюка. Каждый раз, когда встречаю это имя на наших московских афишах, становится некомфортно. Как если бы по недосмотру вляпалась в... ну, в общем, понятно во что.

О существовании этой, с позволения сказать, звезды мирового пианизма я узнала совсем недавно и случайно. Одна моя сотрудница, побывав на его концерте, взахлёб делилась впечатлениями. Нас заинтересовал вопрос - а откуда, собственно, он взялся на нашем исполнительском горизонте? Стали искать материалы. То, что удалось найти, удивляло. В опубликованных биографических заметках напрочь отсутствовала информация о педагогах артиста. Вот буквально ни словечка. В официальной справке с сайта Филармонии говорится:

"ГАВРИЛЮК АЛЕКСАНДР
Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове на Украине, начал учиться игре на фортепиано в возрасте 7 лет. В 9 лет впервые выступил на сцене.
В 1996 году он стал лауреатом конкурса пианистов в Сенигалии (Италия), а годом позже получил вторую премию на II Международном конкурсе пианистов им. В. Горовица в Киеве. На следующем, III конкурсе им. В. Горовица (1999) пианист завоевал первую премию и золотую медаль."

Ну, и так далее - перечень громких побед на всевозможных конкурсах, бесчисленные восторженные отзывы со всех концов планеты. Просто-таки Моцарт двадцать первого века. Про учителя (учителей?) - ни буковки. Ищу дальше. Нахожу персональный сайт пианиста - роскошный, надо сказать, сайт. С жадностью набрасываюсь на биографию и... разочарованно вздыхаю. Опять ни гу-гу. На сайте много видеозаписей. Слушаю. Да, играет великолепно. Пианистическая свобода, чувство формы, туше, виртуозность - выше всяких похвал. И при этом явственно ощущается блестящая школа, выучка. Талант талантом, но необработанный алмаз и огранённый бриллиант - друг от друга отличаются разительно, несмотря на идентичность химического состава.

Тут уж меня разобрало - не отступлюсь, думаю, пока не разгадаю эту загадку. Что за тайны такие, что за подлость, в конце концов - замалчивать своего педагога. Наивная я, не предполагала, что настоящая, стопроцентная подлость, подлость высшей пробы - ещё впереди. Так сказать, это присказка, не сказка... 


Наконец, появляется ниточка. Интервью изданию "Частный корреспондент". Сразу почему-то бросается в глаза вопрос из середины:

"Можно сказать, что вы самоучка?"

И ответ:

"Я учился у моих кумиров. У Артура Рубинштейна - в его исполнении Шопена столько брызжущей поэзии! И всего три урока - но каких урока! - дал мне Николай Петров, музыкант и мастер, перед которым я преклоняюсь."

Временно теряю дар речи. Но очень скоро получаю его (дар) обратно, причём далеко не для нежных слов. Потому что, прочитав интервью с самого начала, наконец-то получаю информацию. Вот в этих строках:

"...в Харькове, где я жил и учился, общая ситуация всё ухудшалась и усложнялась. Уехали мы с педагогом Виктором Макаровым, а почему и как - долго рассказывать, давно это было..."

О трагической судьбе Виктора Львовича Макарова к тому моменту я была наслышана в самых общих чертах, но даже эти общие черты шокировали и приводили в негодование. А тут я не сразу поняла, в чём дело. Ещё посочувствовала мальчику, мол, педагога лишился так трагически. 
Однако. Ему долго рассказывать. Но он живописует:

"...оказался вдали от родителей и приходилось бороться за себя самому. А это непросто. Постоянная битва с обстоятельствами. С тринадцати лет один, а с восемнадцати лет даже занятия проходят без педагога. Вот я слушаю записи Горовица, его я могу слушать бесконечно. Я вдумываюсь, сопоставляю исполнение разных музыкантов..."

Прекрасно, теперь ещё и Горовиц. То есть не ходите дети, в Африку гу в школу учиться. Послушайте пластинки Артура Рубинштейна и Горовица - будете все играть, как Гаврилюк. Или даже лучше.

Мои дальнейшие копания во всемирной свалке под названием интернет дали результат. Лучше б не давали. Оказалось, что именно этот обаятельный юноша, звезда мирового фортепианного искусства, покоритель сердца Николая Петрова и прочая и прочая - на самом деле редкостный экземпляр человеческой породы, предатель, способный на такую гнусность, что даже описывать её без рвотных позывов у меня не получается.

А было так. В 1998 году профессор Харьковского Института искусств и Харьковской ССМШ, автор уникальной методики обучения детей игре на фортепиано Виктор Львович Макаров эмигрировал в Австралию. Он был очень известной фигурой мировой музыкальной педагогики, и его пригласили работать в Австралийский институт музыки. Условие ставилось жёсткое - эмиграция. Макаров принимает это условие, но выдвигает встречное - требует, чтобы ему разрешили на льготных условиях устроить в институт нескольких его учеников из Украины. В Украине тогда ситуация была смутная, перспектив у молодых музыкантов было ноль. Ему разрешают. И он, взяв семью (жену и дочь) и пятерых мальчиков-учеников, переезжает в Австралию.

Гаврилюк лжёт, что с тринадцати лет остался один. Потому что он жил в семье Макарова вместе с другими учениками. Их кормили, поили, лечили, учили. Их любили, как родных детей. О них заботились.

Интенсивные занятия дают обильные плоды - Саша Гаврилюк с неизменным успехом покоряет вершины всяких престижных конкурсов. Но случается беда - по дурости он попадает в автокатастрофу. Тяжелейшее ранение головы, под угрозой жизнь и сама возможность двигаться, не говоря уж о продолжении исполнительской деятельности. Макаровы прикладывают сумасшедшие усилия, переворачивают вверх дном весь континент, но вытаскивают Сашу. Он здоров и может снова играть. Чего это стоило семье Макаровых - и в материальном, и в моральном плане - можно только догадываться.

А потом повзрослевшие мальчики захотели свободы. Они придумали очень остроумный план, как можно без особых усилий получить вполне себе сносный стартовый капитал для устройства самостоятельной жизни в стране кенгуру и сумчатых вомбатов. В Австралии, как и во многих других странах, крайне чувствительно относятся к преступлениям сексуальной направленности, особенно, если жертвы - несовершеннолетние дети. Таковым жертвам положена денежная компенсация - порядка 40000-50000 долларов. Поди плохо? Нет, кто спорит - эти преступления омерзительны и должны наказываться со всей беспощадностью. Когда и если они имеют место.

Но такими мелочами мальчики ( к тому времени уже не мальчики, а вовсе даже дяденьки лет 20-ти) не заморачивались. Быстренько состряпали обвинение учителя в сексуальных домогательствах, якобы имевших место в бытность их детьми, т.е., около шести лет назад. Суд был скорый и строгий. В Австралии по таким делам официально отменена презумпция невиновности. Доказательств у обвиняющей стороны никто не требует - достаточно слов. Макаров был признан виновным и отправился в тюрьму. Он получил 17 лет.

Их было четверо - обвинивших учителя в этой мерзости. Отнявших у него доброе имя. Разрушивших жизнь его семьи. Это было в 2004 году. После этого Гаврилюк стал вымарывать упоминание о своём учителе, давшем ему всё для блестящей карьеры, из биографических статей.

Макаров, его родные и друзья добились-таки пересмотра по двум делам из четырёх. И по обоим Виктор Львович был полностью оправдан. В том числе 24 марта 2010 года судом присяжных штата Новый Южный Уэльс он был единодушно признан невиновным по делу Гаврилюка. Обвинение, выдвинутое Гаврилюком, признано ложным.

И что же мы видим сейчас? Профессор Виктор Львович Макаров продолжает сидеть в тюрьме. Пересмотра по оставшимся двум делам добиться пока не удалось. А Александр Гаврилюк -  клеветник и лжесвидетель, продавший своего учителя за тридцать серебренников -  продолжает свою блестящую карьеру.

Странно и удивительно. Сейчас очень распространено стало словечко "рукопожатный". (О, великий и несчастный русский язык!). Так вот. Приличный человек с минимальным чувством собственного достоинства Гаврилюку руки не подаст. И если случайно заденет плечом, проходя мимо - тут же пойдёт принимать душ.

А уважающая себя и своих слушателей Филармония объявит его персоной нон грата. Не надо бы предоставлять ему сцену в нашем городе. Из гигиенических соображений.

А заодно хорошо бы Александру вспомнить историю одного его предшественника. Который две тысячи лет назад тоже вот так продал Учителя. И очень плохо кончил. Бумеранг всегда возвращается, вопрос только в сроках. Да и Третий закон Ньютона никто не отменял. А мельницы Господни мелют медленно, но верно...

персона нон грата, ложный донос, Виктор Львович Макаров, Александр Гаврилюк, оговор, клевета

Previous post Next post
Up