Агглютинация и именные классы: чем интересен язык Суахили?

May 15, 2018 23:13


Агглютинация (от лат. agglutinatio - «приклеивание, склеивание») - образование в языках грамматических форм и производных слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические и деривационные значения.

Не особенно понятно?) Если вкратце, то Суахили относится к агглютинативным языкам, то есть в нём к глаголу примыкает множество префиксов(приставок), которые указывают, кто, когда и над кем производит действие.

Для примера возьмём фразу «Sasa ninajifunza Kiswahili»:

Sasa - сейчас. Суахили очень любит повторения слогов, их мы ещё увидим не раз.

Kiswahili - Суахили на Суахили. :) Префикс ki- используется для обозначения языков, например kijerumani - немецкий (j читается как слитное дж, то есть как в английском слове job).

А вот с ninajifunza всё сложнее. Разберём его по частям

ni - показывает объект, в данном случае «я».

na - сигнализирует о времени, -na- служит для настоящего, очень удобно запоминать, naстоящее же. :)

jifunza - корень глагола «учиться».

Подробнее про префиксы можно прочесть здесь. А мы пока рассмотрим ещё один пример:

Vilevile, Yehova anawatolea “divai na maziwa.” - Jehovah also offers “wine and milk.”

Здесь нас интересует только глагол anawatolea, поэтому другие слова мы рассматривать не будем. Разобрать его на части мне удалось далеко не сразу, и вот что получилось:

a - он\она (показатель третьего лица)

na - настоящее время

wa - им (показатель 3 лица мн. ч.)

tolea - нести.



Подробнее остановимся на показателях объекта-субъекта: префикс может стоять и в начале слова и обозначать того, кто выполняет действие или в середине и, соответственно, обозначать того, над кем оно осуществляется.

Для того, чтобы понять, что такое именной класс, рассмотрим следующий пример:

Jina langu ni Artyom.

jina - имя

langu - состоит из корня -angu и показателя именного класса l-, именной класс - особая категория, существующая в африканских языках и, практически только в них, часто её сравнивают с родами в других языках, но вместо двух-трёх родов, ассоциируемых с полом и включающим значительную произвольность, в африканских языках обычно один или несколько десятков классов. Понятно почему сестра или мама относятся к женскому роду, можно понять, почему чадо относится к среднему, но решительно не понятно, почему облако там же. Почему стул - мальчик, а табуретка девочка? В языках с именными классами обычно существительные относятся к какому-то классу по смыслу: люди в один, растения в другой, животные в третий. Хотя и здесь не обходится без произвола. :) Например, Jina (а местоимение langu должно согласовываться именно с ним, роль именно такого «согласователя» и выполняет префикс l-) относится к ma-классу, вот что о нём говорит википедия:

It is used to refer to a wide variety of items, especially  the names of fruits (and other round things), and collectives, inanimate  objects that are usually found in groups, like jino (“tooth”). Some of these collectives may only exist in the plural forms,  and these usually refer to liquids or small things that can literally  or metaphorically cover wide expanses.

Я затрудняюсь сказать, что общего у зуба, жидкостей и имени, но относятся они к одному классу. :)

Кроме стандартного размытия этой системы в ходе эволюции языка (при том не факт, что она создалась идеально точной), большую проблему создают заимствования, которыми Суахили очень богат, особенно из арабского, который не разделял идей африканцев по поводу классов в языке, так что сейчас в Суахили найти закономерности в классах зачастую очень не просто.

Интересно заметить, что категории рода в Суахили нет, как и в большинстве африканских языков. Язык победившего феминизма, притом до создания феминизма. :) Из предложения абсолютно невозможно понять, речь идёт о мужчине или женщине, для обозначения 3-го лица используется одно местоимение, которое на русский переводится как он\она\оно уже в зависимости от контекста, понять который тоже не всегда просто, так как в Суахили ещё и нет формальных отличительных признаков у женских и мужских имён. Вот несколько имён: Tatu, Amina, Siti, Tumaini, Bakari, Shija. Попробуйте угадать, какие из них мужские, а какие женские? Ответ ради интриги будет дан в следующей статье. :)

Изучение языков, kiswahili, Африка, swahili, Суахили

Previous post Next post
Up