Посмотрела "Облачный атлас". Очень хороший фильм - именно как фильм (монтаж там, ритм, цвет, композиция - всё сделано очень профессионально и качественно). Сюжетно тоже вполне себе, хоть и не гениальное откровение (вроде "Матрицы"). Рекомендовать к обязательному просмотру не буду, поразмышляю немножко под катом.
Темп повествования очень быстрый. С одной стороны, это очень хорошо - все эти монтажные склейки "в лоб" отлично ложатся. Также нет времени задуматься над некоторыми сюжетными неурядицами, которые после просмотра изрядно терзают всякими "понравилось, но". С другой стороны, темп этот ничем не оправдан. То есть я понимаю - Тыквер, Вачовски, все дела, клиповое мышление и т.д. Но чисто в этом кино - вообще ничего бы не изменилось, кроме хронометража (а он немаленький), замри действие хоть на немножко, когда этого хочется визуально-сюжетно, или ускорься, когда всё уже и так проговорено. На удивление, самая идеальная в этом отношении оказывается история Кавендиша - не в малой степени благодаря тому, что она происходит в наши дни, я полагаю.
Про актёров много не скажу - они хороши, хотя Том Хэнкс вовсе не так пронзительно смотрит в камеру, как Брюс Уиллис или Кристофер Уокен. Холли Берри красотка, а Хьюго Уивинга строчка "Элронд" в резюме уже не спасёт, похоже :)
Идейно-художественное же своеобразие "Атласа" очень... ммм... своеобразно. Методом апофатического богословия получаем, что это фильм НЕ о реинкарнации; НЕ о вечной любви через жизнь и смерть; НЕ о проблемах современности, хотя и про всё это немножко тоже. И что остаётся? Банальные, в общем-то истины, про то, что человек был, есть, будет и может быть таким, как выбирает сам: хорошим, плохим, героем, злодеем, прохожим, гостем, спасителем, жертвой, и т.п. Ну, и над всем этим висит "no man is an island". Как намекает нам сайт IMDB, кино еще весьма синефильское, но такое, рассчитанное на реального киногика, для которого фантастика 70-х входит в кругозор.
И вот про сюжет. Точнее, сюжеты, которых в фильме шесть штук (любопытно, что тема секстета вообще как-то позаброшена в итоге - даже невозможно сказать, для каких инструментов, собственно, секстет, который на самом деле симфония; может, я заморачиваюсь своей музподготовкой, но мне кажется, чего-то тут не хватает, или я не схватила во время просмотра).
Воедино все линии сводит набор ролей в каждой истории (чисто по Проппу, прям добавить нечего) и вопрос свободы воли. Любопытно, что по мере продвижения во времени роль женщины в истории увеличивается, пока она из спасённой не становится богиней и спасительницей главного мужского персонажа.
Дальше у меня заканчиваются связные мысли и начинаются бессвязные вопросы.
Почему всё начинается с линии Юинга? То ли додумывать до начала времён, то ли это действительно такая случайность (что противоречит слогану - Everything is connected).
Отмечены ли знаком кометы Кавендиш и Закри? Что-то я не припоминаю...
Появляется ли синяя пуговица в каких-то ещё линиях, кроме первой (Юинга) и последней (Закри)? Если да, то каким образом она путешествует?
Что за трупы были в "антенном цехе"? Если это были защитники Сонми, то откуда там изображение самой Сонми уже в виде богини (с шлемом смерти на голове?)? Если это были другие люди, то зачем они там вообще и что значат?
Зачем, собственно, движению сопротивления была нужна девушка-фабрикат в качестве знамени и символа? Ни пророчества тебе объясняющего, ничего. Ну, сняли бы ролик про то, что на самом деле происходит при "экзальтации", да и выложили бы на ютьюб? Если запрещенные книги все так быстро узнают при цитировании - или тут что-то не то с запретом, или он легко обходится.
Почему энергетическое мыло для людей становится наркотиком? Или оно и так наркотик, для фабрикатов тоже (просто они больше дозы в день не принимают)? Поэтому они такие затрансованные своим катехизисом?
Почему Старина Джо - враг внешний (и играет его "вечный злодей", и говорит он не так, как герой Закри), хотя по смыслу кажется, что это враг внутренний? Он пропадает, и на его месте возникает Мероним. Навсегда?