Проект "Храмы Липецка. Прошлое и настоящее". Вознесенская церковь

Oct 19, 2012 14:00



Вознесенская церковь являлась самым древним каменным хра­мом города после монастырской церкви во имя Успения Пресвя­той Богородицы и по праву счи­талась одним из символов доре­волюционного Липецка. «Замечатель­ная по древней архитектуре», она неко­торое время была соборным храмом города. Её священнослужители крес­тили, венчали и отпевали тысячи лип- чан, начиная от простых мастеровых железоделательных заводов и кресть­ян окрестных слобод и кончая самыми знатными и богатыми горожанами. Се­годня, к сожалению, немногие из их потомков знают историю Вознесен­ского храма, а само святое место, где стояла церковь, подвергнуто поруга­нию. Там, где была его трапезная, уже долгие годы располагается обществен­ный туалет, а в непосредственной бли­зи от него возведен высотный жилой дом.




А ведь Вознесенский храм имел очень интересную и сложную исто­рию. Она неразрывно связана со ста­новлением Липецка как города. Строи­тельство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного храма как бы подтверждает претензии слобо­ды Липские железоделательные заво­ды на статус города. После строитель­ства в конце XVIII - начале XIX в. ново­го соборного храма во имя Рождества Христова бывший Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города. Они непрестанно за­ботились о его благолепии, несколько раз расширяли и перестраивали, жерт­вовали ценные иконы и церковную ут­варь. К сожалению, история Вознесен­ского храма по причине малого количе­ства сохранившихся документов и дру­гих источников восстанавливается медленно и трудно.Строительство каменного храма в поселке Липских железоделательных заводов стало насущной необходимос­тью в 1730-х гг. по той причине, что де­ревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия Солунского уже не вмещали возросшее количество прихо­жан. Поэтому и было решено постро­ить новую более просторную церковь из более долговечного материла.

Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было за­вершено, и в том же году главный пре­стол его освящён во имя Вознесения Господня. Первоначально Вознесен­ская церковь не имела сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад храма был декориро­ван по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского ордера, кра­сивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с сухари­ками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала полукруг­лая апсида, перекрытая конхой, с запа­да - небольшая трапезная, в которой был устроен дополнительный престол во имя святого Великомученика и По­бедоносца Георгия - одного из самых почитаемых на Руси святых.

После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он выхо­дил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада - Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала собор­ным храмом городка, получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатери­ны Великой наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён главный престол нового со­борного храма во имя Рождества Хрис­това.

В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября. Священно- и церковнослужители Воз­несенской церкви после учреждения в 1805 г. генплана Липецка получили уча­стки земли в 59-м квартале. Причту храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за предела­ми города. Так, по данным на 1788 г. па­шенной земли было 29 дес. 1 776 саж., сенного покосу - 3 дес. Под просёлоч­ными дорогами - 1 дес. 616 саж, а все­го - 33 дес. 2 392 саж. Вознесенскую церковь всю вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского собора, в народе про­сто назвали каменной, в отличие от других деревянных храмов города.

С Вознесенским храмом долгое вре­мя связывали историю рода А.С. Пуш­кина. С «легкой» руки воронежского краеведа Михина, написавшего в од­ной из липецких газет в 1937 г. статью к 100-летию гибели Пушкина, родилось предположение, что 9 ноября 1772 г. именно в Вознесенской церкви венча­лись Осип Абрамович Ганнибал и Ма­рия Алексеевна Пушкина - дедушка и бабушка великого поэта.

А в 1960-е гг. эта версия получила ещё одно подтверждение - считалось, что у стен Вознесенского храма во вре­мя его варварского уничтожения и ок­ружавшего его старейшего некрополя города Липецка найдена чугунная над­гробная плита с могилы прадеда по ма­теринской линии А.С. Пушкина - .Алексея Фёдоровича Пушкина и двух его малолетних детей. Надпись на пли­те гласит: «1777 году ноября 5 дня преставися раб божий капитан Алексей Фёдорович Пушкин по полудни в 4 ча­су родился в 1717 году марта 3 числа а по левую сторону тут же дети ево Алек­сандр асми лет Маркел полутора году». В нижней части плиты помещалось изображение Голгофы. По сохранив­шейся легенде этого события, надгро­бие вместе со строительным мусором и грунтом было вывезено на свалку, от­куда перекочевало в качестве ступени в один из частных домов Липецка, где и было обнаружено краеведами и пере­дано в областной музей.

Однако найденные недавно метри­ческие книги Вознесенской церкви за 1772 г. версии о связи храма с Пушки­ными не подтверждает - записи о вен­чании А. Ганнибала и М. Пушкиной там нет. Более того, кладбище у стен Вознесенской церкви как и другие кладбища у городских храмов страны прекратило свое существование после указа 1771 г. императрицы Екатерины Второй, а смерть Алексея Фёдоровича Пушкина зафиксирована в метричес­кой книге Покровской церкви с. Коре­нёвщино, где располагалось его име­ние и где он провел последние дни жизни, прикованный к постели тяж­кой болезнью. Однако полностью от­вергать легендарные версии, пока нет объяснения, как попала сюда надгроб­ная плита и где состоялось венчание дедушки и бабушки великого поэта, преждевременно.

В 1811 г. Вознесенский храм сильно пострадал от пожара, в огне погибли все церковные документы, в том числе метрические книги. Церковь быстро восстановили, и уже в 1812 г. рассмат­ривался вопрос о сооружении при хра­ме каменной колокольни под надзором архитектора липецкого курорта Славинского. Ходатайствовали об этом пе­ред церковными и светскими властями староста Вознесенского храма «меща­нин Андрей Ильин сын Ларин и почёт­нейшие из прихожан».

Тогда же, видимо, и было начато строительство колокольни, а вот завер­шал его уже новый староста - купец Пётр Юров, что видно из документов Тамбовской духовной консистории 1816 г., в которых упоминаются его по­купки строительных материалов.

Колокольня была выстроена трёхъ­ярусной, венчал её высокий шпиль. Высота колокольни до карниза состав­ляла 13 саженей, а высота со шпилем - 44,7 аршина. Нижний ярус колокольни украшали спаренные пилястры и кар­низы, которые венчали щипцы с круг­лым окном в центре. Арочные проёмы второго яруса были обрамлены парны­ми колоннами, поддерживающими массивный карниз. Проёмы звонов третьего яруса украшали одиночные колонны. Колокольню венчали неболь­шие фронтоны и маленький купол с главкой, на которой был установлен высокий шпиль с крестом. Видимо в это же время в трапезной был устроен второй придельный алтарь во имя Ар­хистратига Божия Михаила. Настоя­щим событием в это время стало посе­щение храма Преосвященным Ионой (Василевским), епископом Тамбовским и Шацким. Каменная величественная церковь греческой архитектуры, зани­мавшая выгодное положение на подъе­ме Воронежской горы, наверняка про­извела на тамбовского архиерея благо­приятное впечатление.




В 1832 г. священники Павел Красивский и Николай Вановский подавали прошение о построении при Вознесен­ском храме свечной лавки.

В середине XIX в. назрел вопрос о расширении Вознесенской церкви за счёт строительства приделов к храмо­вой части и перенесения туда из не­большой по размерам трапезной Ар­хангельского и Георгиевского престо­лов. Прошение на перестройку храма было подано церковным старостой Пе­тром Семёновичем Нифонтовым 20 ок­тября 1841 г. Но проект был выполнен архитектором коллежским регистрато­ром Василием Ефремовым только к 24 января 1844 г. После этого почти полго­да заняло рассмотрение его Тамбов­ской духовной консисторией. Лишь в сентябре 1844 г. прошение о распрост­ранении храма было подано Преосвя­щенным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким, в Святейший Синод.

В Петербурге - в Синоде и Минис­терстве внутренних дел - проект на перестройку Вознесенского храма рассматривался в течение 1844-1846 гг. Департамент путей сообщения потре­бовал представления дополнительных чертежей, так как на проекте не были показаны существующие стены. Пере­писка о представлении чертежей дли­лась долго, так как уездный землемер уклонялся от их исполнения, боясь от­ветственности, а больше их выполнить было некому. Но, наконец, проект был доведен до соответствия, и 29 января 1846 г. Управление путей сообщения и публичных зданий Департамента ис­кусственных дел МВД получило сооб­щение обер-прокурора Синода графа Н.А. Протасова: «Государь Император по Всеподданнейшему докладу моему Высочайше 24 января сего года соизво­лил утвердить проект на распростране­ние существующей в г. Липецке Там­бовской губернии Вознесенской церк­ви». О чём 28 февраля т. г. последовал указ Синода. По утверждённому про­екту предполагалось расширить храмо­вую часть на север и юг за счёт прист­роек и устроить в них придельные ал­тари. Однако уже после «Высочайшего утверждения» проекта прихожане Воз­несенского храма решили соорудить в намеченных пристройках ещё и апси­ды, чтобы все три алтаря стояли в один ряд. Находя эту причину отступления от первоначального, «Высочайше ут­вержденного» проекта уважительной (так как это и более красиво, и более удобно для богомольцев), епископ Там­бовский Николай повелел составить новый проект, который и был вскоре исполнен местным архитектором.

В октябре 1846 - январе 1847 гг. этот новый проект был рассмотрен в соответствующем Департаменте МВД и признан «по неблаговидности пред­положенных взамен Высочайше ут­вержденных пристроек к церкви неудовлетворительным». Петербургско­му архитектору было поручено соста­вить ещё один проект, учитывающий пожелания прихожан Вознесенского храма, который «Высочайше утверж­ден» для исполнения 27 февраля 1847 г. Весной того же 1847 г. начато строи­тельство, а к 1850 г. Вознесенская церковь, согласно проекту, распрост­ранена крестообразно путём прист­ройки приделов с двумя апсидами и крыльцами с сенью. Тогда же храм был украшен дополнительными главками, венчавшими щипцы приделов и алтар­ные апсиды. Строителем выступил по­мещик села Семёновка Липецкого уез­да надворный советник Алексей Замя­тин. По завершении строительства об­щая длина храма с колокольней соста­вила 21 саж. 11 верш., наибольшая ши­рина 12 саж. 2 арш. 12 верш., а высота до карниза - 6 саж. 2 арш. В 1850 г. в Вознесенском храме устроено было отопление, которое осуществлялось двумя духовыми печами.

В придельных алтарях после завер­шения строительных и отделочных ра­бот были заново освящены престолы: в левом - во имя Архистратига Михаи­ла, в правом - во имя св. Георгия По­бедоносца. Расширение храма при­шлось очень кстати: приход Вознесен­ской церкви сильно увеличился и стал насчитывать 189 дворов с проживаю­щими в них 698 мужчинами и 730 жен­щинами. Гости города, посещавшие в это время Липецк, отзывались о Возне­сенской церкви следующим образом: «...обнесена оградой, просторная и прилично украшенная». Заслуга в этом принадлежала не только причту храма, но и его старосте. Так, в 1876 г. ктитор Вознесенского храма липецкий купец 2-й гильдии Иван Болховитинов был «Высочайше пожалован» золотой медалью на Станиславской ленте за многолетние труды по благоукрашению церкви.




В марте 1887 г. священник Возне­сенской церкви Михаил Сеславинский заполнил метрику - анкету, прислан­ную Императорской Русской археоло­гической комиссией для сбора инфор­мации обо всех храмах России, пред­ставляющих исторический и художе­ственный интерес. Ряд ответов, данных настоятелем храма на вопросы этой метрики, позволяют нам представить некоторые особенности внешнего и внутреннего устройства, отделки и ин­терьера Вознесенской церкви. Постро­ена она «из кирпича, но внутри стен, как оказалось при перестройке, как рассказывают, есть камень известко­вый, местный. Стены выложены сплошною кладкой, цемент положен тонким слоем, кирпич тяжеловесный <...> Кровля на настоящей и на коло­кольне на сводах, а на трапезной на стропилах, на колокольне и настоящей дуговая в 8 скатов, а на трапезной в 2 ската, на настоящей и трапезной кры­ша из простой жести, крашеная, а на колокольне из белой жести. Глав 5, пи­рамидально-шатровых, крыты белой жестью <...> Кресты на главах четы­рёхконечные. Крест на куполе медный, с цепями, короною наверху и с полулунием у подножия. Окна продолгова­тые, в среднем алтаре их три, в боко­вых - по одному с дугообразными пе­ремычками, в северном предалтарии с трапезной - 7, а в южном - 8, с пря­мыми перемычками, наличники снару­жи гладкие, кирпичные, с отливами снаружи, решётки железные». С трёх сторон церкви - со стороны колоколь­ни и при двух боковых входах - была устроена паперть. Внутри храм устро­ен крестообразно. Главный алтарь, на­ходящийся посредине, отделялся от храмовой части «толстою каменной стеной с тремя пролётами. А боко­вые - деревянным иконостасом». По перенесении Архангельского и Георги­евского алтарей из трапезной в приде­лы, в стене, отделяющей трапезную от настоящей, сделаны два боковых ма­лых пролёта. «Трапезная в виде палаты отделяется от настоящей каменной стеной с тремя (после распростране­ния 1847 - 1850 гг. - Прим. авт.) пролё­тами. В настоящей своды коробчатые без столбов, в южной и северной сте­нах для боковых приделов устроены большие арки без столбов, в трапезной своды тоже коробчатые, на 4 столбах <...> Алтарь троечастный, разделённый двумя поперечными стенами, с пролё­тами. В самом храме есть 4 голосника в стенах под карнизами. Пролёты глав­ного алтаря увеличены в ширину и вы­шину, а в северной и южной стенах этого алтаря проделаны арки для сооб­щения с придельными алтарями <...> Над главным престолом деревянная сень позднейшей работы, украшенная резьбой <...> Иконостас с колоннами, из дерева, резьба на белом фоне изоб­ражает большей частью виноградные лозы, листья и кисти, имеет 4 яруса». Все стены внутри Вознесенской церк­ви были расписаны живописными ико­нами во второй половине XIX столетия, а все иконы главного и придельных иконостасов - «иконной живописи, конца прошлого или начала нынешнего столетия (XVIII -XIX в. - Прим. авт.)».




К 1892 г. число дворов в приходе Вознесенской церкви выросло до 316, прихожан мужского пола насчитыва­лось 864, женского - 897 душ. В 1891 г. было принято решение прору­бить в западных стенах храмовой части два дополнительных окна для увеличе­ния освещённости.

В 1894 г. производилось «поновление» иконостаса главного Вознесен­ского алтаря, а общество приказчиков Липецка «соорудило» в храме икону св. Николая Чудотворца в память спасе­ния государя императора Николая Александровича при покушении на его жизнь в Японии. При этом было поло­жено за правило каждый воскресный день служить перед этой иконой моле­бен с акафистом святителю Николаю. Главный иконостас Вознесенского храма имел длину 5 саж. 13 верш., вы­соту 5 саж. 2 арш. 10 верш, и был оце­нен в 1910 г. в 3 000 руб. Два придель­ных иконостаса имели ширину 3 саж. 6 верш., высоту 8 арш. 5 верш, и оцени­вались каждый в 1000 руб.

Главной святыней бывшего Возне­сенского собора являлась чтимая не только прихожанами, но и всеми жите­лями Липецка как явленная и чудо­творная Казанская икона Божией Ма­тери. Почитание этого образа липчанами было настолько велико, что указом Святейшего Синода разрешено было ходить с ним по всем приходам города.

Между старожилами сохранялось пре­дание, что на колокольне Вознесен­ской церкви сами собой звонили коло­кола, когда Казанская икона Божией Матери «была подносима к Липецку некоею благотворительною деви­цею».

Другими достопримечательностями Вознесенской церкви были восьмико­нечный серебряный вызлащенный крест 1782 г. На лицевой стороне его располагалось художественной работы распятие, на оборотной - ветви с лис­тьями, цветами и плодами миндаля. Хранилось в храмовой ризнице и кова­ное серебряное вызолоченное Еванге­лие издания 1779 г. «Обложка высокой художественной работы одинаковой с крестом».

Храмовая библиотека насчитывала в начале XX в. 145 томов, в ризнице хранились копии с метрических книг с 1812 г. В храме ещё до революции было смонтировано электрическое освеще­ние. На звоннице Вознесенского храма было 7 колоколов - 3 больших и 4 ма­лых, все они приобретались после 1811 г.

В приходе Вознесенского храма, по данным на 1910 г., числилось 323 двора с 915 душами мужского и 925 женского пола. В 1917 году количество прихо­жан уменьшается: мужчин - до 838, женщин - до 896.

В начале XX в. причт Вознесенского храма владел 74 десятинами 567 кв. са­женями пахотной плодородной земли. Из них 34 десятины находились в 6 вер­стах от храма, а 40 десятин - в 50 вер­стах. Вся земля сдавалась в аренду и приносила в год 1 330 руб. дохода. Храму принадлежали каменный двухэ­тажный дом, в котором размещалась церковно-приходская школа, камен­ное помещение бывшей свечной лав­ки, деревянный флигель, где находи­лась просфорня, а также кирпичная сторожка, пристроенная к южной сте­не церкви и тесовый сарай.

Церковно-приходская школа нача­ла действовать при храме с 1886 г., на­ходясь в это время в наёмной квартире. Собственное здание для школы было построено после 1899 г., в котором Воз­несенский храм и церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 чело­век, посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий.

По свидетельству современника, со­провождавшего Преосвященного Ки­рилла (Смирнова), епископа Тамбов­ского и Шацкого, при обозрении хра­мов и церковно-приходских школ Ли­пецка в 1910 г., школа Вознесенской церкви помещалась "...в довольно про­сторном, светлом и чистом собствен­ном каменном здании; в настоящее время в видах расширения школы тру­дами и заботами о. настоятеля сделана к существующему зданию большая пристройка... Успехи детей найдены отличными. Все учащиеся относятся к своим обязанностям с примерным усердием. В 1916 г. в Вознесенской церковно-приходской школы обуча­лись 62 мальчика и 59 девочек, законо­учителями были приходские священ­ники, а учителями - Мария Васильев­на Уварова и Елена Михайловна Ястребцева.

Будучи соборным, в конце XVIII - начале XIX в. Вознесенский храм имел в своем штате трёх священников. По­сле того как храм стал приходским, указом от 7 сентября 1810 г. третий свя­щенник был переведён в штат Христорождественского собора. А в 1837 г., после освящения первого престола Троицкой церкви, второй священник был переведен в штат новопостроенно го храма. Лишь в 1861 г. была возвра­щена в штат Вознесенской церкви вто­рая священническая вакансия. И вплоть до революции её церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

Из настоятелей Вознесенской церк­ви следует особо отметить протоиерея Михаила Трофимовича Сеславинско­го, прослужившего в храме 44 года. Ро­дился он в 1840 г. в семье священника с. Подболотье Елатомского уезда Там­бовской губернии. По окончании Там­бовской духовной семинарии 8 сентяб­ря 1862 г. был рукоположен в священ­ника на третью вакансию к Троицкой церкви города Липецка «с особым обеспечением его содержания, выра­женном в прошении прихожан». В 1864 г. о. Михаил был перемещён к Вознесенскому храму, в котором и прослужил до 1908 г. Более 20 лет он яв­лялся законоучителем Липецкой жен­ской прогимназии, с 1886 г. состоял за­коноучителем церковно-приходской школы при церкви. 30 декабря 1904 г. за 40-летнюю беспорочную службу и 18 лет преподавательской работы в церковно-приходской школе он был награжден орденом св. Анны III степе­ни. Скончался протоиерей и кавалер Михаил Трофимович Сеславинский 18 октября 1908 г. Похоронен на Преоб­раженском кладбище, являвшимся приходским для Вознесенской церкви.

На месте настоятеля Вознесенского храма о. Михаила сменил Семён Ива­нович Щёголев, родившийся в семье пономаря архидиаконской Стефановской церкви г. Тамбова в 1850 г. В 1872 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. С 1881 г. - священник с. Сычевка Козловского уезда Тамбов­ской губернии. В 1886 г. был переведён к Вознесенской церкви г. Липецка. С этого же года о. Семён состоял заведу­ющим и законоучителем церковно­приходской школы при храме. Кроме того, он много лет преподавал Закон Божий в Липецкой женской прогимна­зии, а затем и гимназии, в приходском училище, был членом правления Ли­пецкого духовного училища, членом отделения епархиального училищного совета, духовным следователем. За свое пастырское служение и законоучительскую деятельность Семён Ива­нович Щёголев был награжден набед­ренником (1886 г.), скуфьей (1891 г.), камилавкой (1899 г.), наперсным крес­том (1906 г.), орденом св. Анны III сте­пени (1914 г.), саном протоиерея (1917 г.).

Протоиерею Семёну Ивановичу Щёголеву и второму священнику Вла­димиру Дмитриевичу Гумилевскому довелось встретить в Вознесенском храме грозные события 1917 г., кото­рые принесли старому липецкому со­бору, как и другим храмам, лишь беды и лишения. Сначала переименовали Вознесенскую площадь в Красную, за­тем, в 1919 г., советские органы рекви­зировали здания церковно-приходской школы и просфорни.

В конце февраля 1922 г. по требова­нию новой власти в Вознесенской церкви составлена опись церковной серебряной утвари, включающая 81 предмет. Среди них: «образ Вознесе­ния Господня в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Богоматери „Всех скорбящих радость“ в серебряной позолоченной ризе с та­кими же венцами, образ Покрова Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Предтечи вместе с апостолом Павлом, свв. Николаем и Дмитрием Ростов­ским, риза на образе серебряная вызо­лочена с такими же венцами, стразами и камнями, образ Господа Вседержите­ля в серебряной ризе, образ Распятие Спасителя вызолочен, образ Спасите­ля в серебряной ризе, образ святого Архистратига Михаила в серебряной ризе, образ Корсунской Богоматери в серебряной ризе, образ Казанской Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с камнями (с бриллиантовой звездой с большим бриллиантом в 2 ка­рата и малыми по 1/8 карата, которые были изъяты 13 марта 1922 г.), запрес­тольный образ Казанской Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной ризе, икона Спасителя в серебряной вызоло­ченной ризе с камнями и таким же вен­цом, Георгия Победоносца в серебря­ной вызолоченной ризе, икона „Плач Богородицы“ в серебряной вызолочен­ной ризе, икона двунадесятых празд­ников в серебряной вызолоченной с эмалевыми украшениями ризе, икона Скоропослушница в серебряной вызо­лоченной ризе, икона Тихвинской Бо­гоматери в серебряной вызолоченной ризе <...> икона великомучениц Варва­ры и Екатерины в серебряной ризе, икона „Всех скорбящих радость“ в се­ребряной ризе, икона Божией Матери „Взыскание погибших“ в серебряной ризе». Кроме того, в опись были вклю­чены 4 серебряных позолоченных кре­ста, три серебряных ковчега, два из ко­торых украшены стразами и вызолоче­ны, две дароносицы серебряных с по­золотой, 4 потира серебряных с позо­лотой и серебряные приборы к ним (дискосы, звездницы, лжицы, тарелоч­ки), два Евангелия с серебряными крышками, два - с серебряными на­кладками, два кадила серебряных, 16 лампад серебряных, стаканчик сереб­ряный вызлащенный и т. д."

Сама процедура изъятия состоялась 17 марта 1922 г. Общий вес изъятой се­ребряной утвари составил 5 пудов 4 фунта 59 золотников 11 долей, серебра и камней на 49 миллионов 960 тысяч рублей, в том числе 13 окладов икон ве­сом 4 пуда 14 фунтов 71 золотник; 99 бриллиантов, 72 осколка бриллиантов, 1 алмаз.

Сразу же после изъятия церковный совет ходатайствовал перед властями о возвращении ковчега и потира из главного алтаря и замене их равноценным количеством серебра.

Включённый в состав комиссии как представитель музея и эксперт в дан­ной области, липецкий краевед прихо­жанин Вознесенского храма Михаил Павлович Трунов пытался спасти хотя бы часть духовных и художественных ценностей при составлении описей и в процессе изъятия. Однако всё, что пер­воначально удалось отстоять при кон­фискации, потом всё равно было рек­визировано. 26 мая того же 1922 г. были изъяты 3 оклада икон весом 39 фунтов 82 золотника. Всё ценное, что ещё ос­тавалось в храме после изъятий 1922 г., было разграблено позднее, при закры­тии Вознесенской церкви.

В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения бывший Вознесенский собор как древний памятник истории и культуры был включен в список архи­тектурных зданий, подлежащих охра­не. На некоторое время это защищало древний храм Вознесения Господня от уничтожения. Но никак не могло спас­ти его от закрытия, которое стало лишь вопросом времени.

В 1931 г. местные власти Липецка организовали кампанию с целью за­крытия городских церквей. Были про­ведены собрания «трудящихся» и сбор их подписей в поддержку этой акции, организованы публикации в газетах о необходимости переоборудования церквей «под другие нужды», отвечаю­щие целям и задачам новой власти. Вознесенскую церковь предложено было занять под исторический музей и библиотеку. В том же году, 22 мая, состоялся торжественный пленум Ли­пецкого горсовета, на котором был по­ставлен вопрос о закрытии Христорождественского собора и Вознесен­ской церкви. В итоге было принято по­становление о закрытии этих храмов и возбуждении ходатайства перед облис­полкомом ЦЧО об утверждении реше­ний пленума Липецкого горсовета. Постановлением секретариата испол­кома ЦЧО от 2 сентября 1931 г. Возне­сенская церковь была закрыта. Часть храма передали под центральную биб­лиотеку, а большую часть - «Осавиахиму» под оборонную работу. 10 мар­та 1932 г. президиум ВЦИК Советов ут­вердил постановление президиума об­лисполкома ЦЧО о ликвидации Христорождественского собора и Вознесен­ской церкви.




Последним настоятелем Вознесен­ского храма был Владимир Дмитрие­вич Гумилевский. Он родился в 1878 г. в семье священника. В 1899 г. по окон­чании Тамбовской духовной семина­рии он был определён во диакона в с. Вознесенский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии. В том же году рукоположен в священника с. Нижняя Байгора, Падворки тож Усманского уезда, где прослужил до 1908 г. С этого времени он служил в Вознесенской церкви Липецка, снача­ла вторым священником, затем насто­ятелем храма. До революции о. Влади­мир успел проявить себя как законо­учитель церковно-приходской школы при храме и мужского приходского училища, в качестве члена и секрета­ря комиссии по строительству Липец­кого духовного училища, преподавате­ля и члена правления того же духовно­го училища, казначея и делопроизво­дителя местного отделения епархиаль­ного училищного совета, члена казна­чейства липецкого отделения Всерос­сийского общества попечения о бе­женцах. Награжден был набедренни­ком (1904 г.), скуфьёй (1907 г.), ками­лавкой (1914 г.), наперсным крестом (1917 г.). А в 1930 г. о. Владимир был выселен из собственного дома близ церкви, конфискованного властью, а вскоре лишен и храма. Последние го­ды, по воспоминаниям липчан, свя­щенник проживал в какой-то полупод­вальной каморке в доме своих прихо­жанок и служил настоятелем Преоб­раженской церкви. 27 июля 1937 г. «служитель культа» Владимир Дмит­риевич Гумилевский был арестован в числе других, практически последних, липецких священников - участников «контрреволюционно-монархической группы», возглавляемой епископом Александром (Тороповым). После не­скольких допросов по стандартной схеме и показаниям двух свидетелей за антисоветскую деятельность он был приговорен к расстрелу 15 октяб­ря 1937 г.

Первое время после закрытия Воз­несенского храма, вопреки первона­чальному решению, здание использо­валось в основном для ссыпки хлеба. Поэтому в письме городским властям 28 сентября 1936 г. верующие просили возвратить им Вознесенскую церковь и писали, что никакой библиотеки в церкви нет, а Осовиахим занимает лишь часть храма. Безрезультатно. Затем, по воспоминаниям старожилов, часть храма была превращена в тир... В 1944 г. церковь использовалась под ма­стерские артели «Искра», занимавшей­ся ремонтом бытовых металлоизделий и производством инструментов для об­работки кожи.

Решение исполкома Липецкого гор­совета от 25 сентября 1956 г. стало окончательным приговором Вознесен­скому храму: "Здание бывшей Вознесенекой церкви, расположенное на трассе трамвая, как пришедшее в вет­хое, аварийное состояние снести в срок до 15 октября 1956 г. Снос здания и уборку материалов возложить на ар­тель «Искра». Но уничтожение храма началось ещё раньше - с разрушения колокольни. Алтарная апсида и крыль­ца храма были разобраны в 1956 г. К 1959 г. была разрушена храмовая часть. А в начале 1960-х гг. полностью уничто­жено то, что ещё оставалось от некогда прекрасного здания Вознесенского храма.

Но просто уничтожения православ­ной святыни оказалось недостаточно. Видимо, богоборческая власть сочла необходимым совершить ещё и кощунст­во, осквернив само святое место. Реше­нием горисполкома №473 от 7.11.1972 утверждена смета, а решением № 652 от 22.9.1972 разрешено строительство общественного туалета на том месте, которое было свято для многих поколе­ний липчан, где ещё совсем недавно располагался Вознесенский храм. Как объясняли архитекторы, строи­тельство именно на этом месте связано с тем, что здесь заканчивались демон­страции трудящихся. Действительно, здесь финал демонстрации - невидан­ное кощунство - демонстрации пре­данности безбожной власти и идеям интернационализма!

За это «выдающееся» дело работни­ки Управления главного архитектора г. Липецка дважды получили пре­мии - 3 и 29 ноября того же года. По­следняя награда - в день ввода в экс­плуатацию объекта, столь необходимо­го советскому народу. Женская часть коллектива за особое усердие получи­ла премию в следующем году, ко дню 8 Марта...

Так закончилась история первого каменного соборного храма Липецка. Когда же богоборческие времена про­шли и настало время восстановления порушенных святынь, многие верую­щие обрели надежду увидеть возрож­денным и Вознесенскую церковь.

Однако пока их чаяниям не суждено сбыться. И священноначалие, и краеве­ды неоднократно в последние годы требовали от городских властей прекра­тить кощунство над святым местом и очистить площадь, где стоял Вознесен­ский храм, для его восстановления. От­ветом на это стало строительство вплотную к храмовой территории элитного высотного дома. Существует опасность и перепрофилирования об­щественного туалета на месте трапез­ной церкви в более «безобидное», но не менее гибельное для самой идеи вос­становления Вознесенского храма за­ведение. Что мы сделаем для того, что­бы наши потомки смогли увидеть воз­рожденную святыню, которую в дья­вольском угаре порушили наши пред­ки?

Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.
Оригинал статьи на сайте Липландия.
Previous post Next post
Up