Троицкая церковь «по своему наружному виду и внутреннему благолепию»
по праву принадлежала к самым величественным и красивым храмам не
только города Липецка и его уезда, но и всей Тамбовской епархии. Храм
находился на Новобазарной площади города, куда в XIX в. переместился
городской рынок и где ежегодно 23 апреля проводилась Георгиевская
ярмарка. Ныне часть этой площади занимают Коммунальная площадь и улица
Барашева, а на месте храма находится футбольное поле стадиона
«Металлург».
История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г.
Липецкий купец Хренников от лица доверителей - липецких купцов и мещан -
обратился тогда к епископу Тамбовскому Афанасию с просьбой о
дозволении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием
церковь во имя Св. Троицы с двумя приделами, первым - образа Божией
Матери „Всех скорбящих радость“, и вторым - Рождества честного
славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна». Проситель
сообщал, что некоторые из доверителен и разные благотворители
«пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено
двести тысяч кирпича». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь
необходимым количеством земли, в том числе под кладбище, а также
построить дома для причта.
Вместе с прошением были представлены план и фасад храма.
Сообщалось, что «место, предполагаемое для построения церкви
<...> удобное и способное <...> на торговой площади от
обывательских домов в длину восемьдесят, а в ширину шестьдесят сажен,
вольнонаёмный питейный дом состоит в 64 саженях, и тот не в виду - за
имеющимися выстроенными по плану торговыми лавками».
Но богоугодное желание липецкого купца не сразу нашло поддержку даже в
самом Липецке. Некоторые священники соседних городских приходов
высказались против строительства нового храма, не желая уменьшения
количества своих прихожан, а следовательно, и доходов. Учитывая это
обстоятельство, Тамбовская духовная консистория, прежде чем дозволить
купцу строительство, просчитала количество дворов в приходах городских
церквей. И только найдя их достаточным, 8 января 1830 г. разрешила
строительство.
Епископ Тамбовский Евгений отправил доношение об этом в Святейший
Синод, которое было получено в ноябре 1830 г. и рассмотрено Синодом 21
января 1831 г. В результате 6 февраля 1831 г. была наложена резолюция:
«построить дозволить» и «к Преосвященному Тамбовскому для надлежащего
исполнения послать указ».
Предварительно проект необходимо было представить на утверждение в
Строительный комитет Министерства внутренних дел. 11 марта чертежи были
переданы в Строительный комитет, но не хватало ситуационного плана и
привязки на местности. Указом Синода от 24 марта недостающие чертежи
были затребованы и получены 22 июня того же года. 20 июля Строительный
комитет рассмотрел чертежи и нашел фасад «неблаговидным, а самый план
неудобным <...> Вследствие сего оный комитет составил новый проект
для построения церкви», выполненный архитектором А.И. Мельниковым в
русско-византийском стиле и представленный в Святейший Синод
обер-прокурором князем Мещерским. Этот план и был утверждён.
Началу строительства Троицкого храма предшествовал чудесный случай,
известный в то время многим жителям города. Зимой 1829 г. в 10 часов
утра липецкие купцы и мещане, находившиеся на Старобазарной площади (в
полуверсте от Новобазарной, ныне - пл. Революции), в течение получаса
наблюдали необычайное явление. То появляясь, то исчезая, в небе ярко
сиял позолоченными куполами, усыпанными звёздами каменный пятиглавый
храм. И именно на том месте, где позже появилась Троицкая церковь.
Свидетелями этого события были около 20 человек, которые, сняв шапки и
осеняя себя крестным знамением, благоговейно смотрели на это чудо.
Согласно тому же источнику, ничего не знавший об этом видении липецкий
купец, потомственный почётный гражданин и купец второй гильдии Алексей
Петрович Хренников (родился в бывшем городе Романове в 1788 г.,
скончался 24 мая 1865 г. в Липецке. - Прим. авт.) и взялся за
хлопоты по строительству храма. Хренников вёл торговлю скотом, салом,
хлебом, содержал мельницу, получал доход от рощи и распашной земли. В
его семье было пять сыновей и две дочери. При этом не обладая большим
собственным капиталом и не рассчитывая особенно на скудные
пожертвования, Алексей Петрович просил Преосвященного Евгения,
епископа Тамбовского, выдать разрешение и план на строительство
небольшого храма.
Каково же было удивление Хренникова, когда консистория выдала ему
благословенную грамоту Преосвященного Евгения на строительство
огромной пятикупольной церкви, к тому же, как оказалось впоследствии,
как две капли воды похожей на церковь, явившуюся липчанам в видении
1829 г. Расценив это как промысел Божий, Алексей Петрович ревностно,
не жалея трудов своих и средств, принялся за сооружение храма. И
вскоре его капитал чудесным образом начал стремительно увеличиваться,
что позволило достаточно быстро вести строительные работы. Такова
предыстория сооружения Троицкой церкви, изложенная современником этих
событий - священником Гавриилом Васильевичем Делицыным, служившим в
храме в 1845-1865-х г.
Строительство храма Хренниковым и прихожанами началось в 1832 г. по
благословению Преосвященного Евгения. По архитектуре Троицкая церковь
очень напоминала построенный Мельниковым в 1830- 1836 гг.
Рождественский собор в г. Кишинёве. Проект этого собора был выполнен
архитектором в 1826 г., а проект Троицкой церкви в г. Липецке, согласно
отчёту Академии художеств, Мельников исполнил в 1831 г.
Однако некоторые легенды, бытовавшие в Липецке в XIX - начале XX в.,
утверждают, что за образец для храма А.П. Хренников взял Троицкую
церковь в г. Борисоглебске Тамбовской губернии. По одному из вариантов
легенды, купцу приснился сон, в котором он находился в необыкновенном
храме. После пробуждения Хренников и решил построить храм, но не знал,
как приступить к строительству. Требовался архитектурный план, но он не
мог его предоставить строителям, так как видел великолепный храм только
во сне. Поэтому и решил он поездить по городам России, надеясь
встретить такой же красивый храм. Как утверждали старожилы, Хренников
побывал в Борисоглебске и остановил свой выбор на храме Святой Троицы.
Для строящейся на Новобазарной площади церкви уже в 1832 г. был
назначен штат. А 20 мая т. г. решался вопрос об отмежевании земли для
церковного причта «вновь строящейся церкви».
На плане г. Липецка 1834 г. Троицкая церковь показана как
строящаяся. Строительство велось несколько лет и за это время сменилось
несколько священников, окормлявших новообразованный приход.
К 1840 г. строительство храма было вчерне окончено. На церкви
завершалось сооружение глав, начиналась кладка печей и каменных полов из
шлифованных плит, работал мраморщик Пётр Тимофеев Пучков. Иконы для
иконостасов писал живописец Афанасий Надежин.
Основные работы были окончены к 1842 г. и освящены все престолы, за
исключением главного. Продолжалась внутренняя отделка: настилание
каменных полов, штукатурка под мрамор и украшение интерьеров. К июню
1844 г. был выложен каменный иконостас главного престола. В 1845 г.
велась отделка на хорах и лепка карнизов калужским мещанином Яковом
Васильевым Сальниковым. Настенные росписи выполнил в 1846 г. художник
Пётр Мартынов.
Согласно свидетельству того же о. Гавриила Делицына, строитель
церкви А.П. Хренников испытывал затруднение в том, кому посвятить
престолы, которые предполагалось устроить на хорах с северной и южной
стороны. И однажды во сне ему явились Святители Николай Чудотворец и
Митрофан Воронежский, которые, осмотрев храм, указали своими жезлами на
верх церкви. Так престолы в верхнем этаже были посвящены св. Николаю
Чудотворцу (правый), св. Митрофану Воронежскому (левый) и освящены
епископом Тамбовским Николаем соответственно 8 и 9 октября 1841 г.
Посвящение придельного престола святителю Митрофану, епископу
Воронежскому, даже учитывая чудесное сновидение Хренникова, не было
случайным. Незадолго до этого, в 1832 г., в соседнем Воронеже состоялись
торжества по случаю прославления и обретения мощей св. Митрофана,
которого издавна почитали и жители Липецка.
Кроме двух придельных престолов на хорах, два престола были устроены
слева и справа от главного: справа - во имя иконы Божией Матери «Всех
скорбящих радость» (освящён в 1839 г.) и слева - во имя Рождества св.
Иоанна Предтечи (освящён в 1837 г.). Главный престол был освящен только
28 мая 1848 г. Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским, во имя
Святой Троицы.
Воздвигнутый храм был огромен и красив. Возможно, именно поэтому его
часто называли и называют собором. Общая стоимость строительства и
отделки храма оценивалась современниками в сумму, равную 190 000
рублей серебром.
Объёмно-пространственная композиция Троицкой церкви состояла из
двусветного кубовидного объёма, увенчанного пятью главами. В плане храм
представлял собой равноконечный крест. Примыкавшие с четырёх сторон к
главному объёму здания прямоугольные в плане выступы, восточный, южный
и северный, украшали четырёхколонные портики с фризом, украшенным
триглифами и метопами и фронтонами с дентикулами, а западный -
полуколонны с капителями ионического ордера. Стены храма были
расчленены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной,
увенчаны карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий декор -
окна и проёмы звонов обрамляли лишь карнизы и архивольты.
Пять куполов Троицкой церкви украшали 468 звёзд: 176 на центральном и
по 73 - на угловых, а сами купола были выкрашены в голубой цвет.
Венчали купола небольшие главки с четырёхконечными крестами.
Колокольни у Троицкого храма не было, и колокола размещались в двух
западных главах, в которых были устроены специальные звонницы. Среди
колоколов выделялся самый большой, весом 512 пудов 13 фунтов,
пожертвованный липецким купцом Василием Дмитриевичем Заболотским.
По свидетельству современников, Троицкая церковь являлась одной «из
великолепнейших в Тамбовской епархии как по архитектуре, так по
изяществу и богатству внутренних украшений». А вот другой отзыв об
этом храме: Троицкая церковь «по архитектуре и живописи принадлежала к
лучшим церквям губернии».
Не менее величественно и изысканно, чем снаружи, выглядел Троицкий
храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма
были оштукатурены под белый мрамор. Стены, своды и четыре колонны также
были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный.
В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6
верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу
имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных
иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8
верш.
Иконостас главного алтаря был выложен из кирпича и оштукатурен под
голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его
поддерживался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом
также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный
вызлащенный крест высотой около 2 аршин. Перед крестом - два ангела в
рост человека лепной работы, покрытые позолотой. Такие же ангелы, но
меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед
Евангелием, а над северными - перед Скрижалями. Царские врата главного
престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и
украшены вызолоченной резьбой. Живопись в иконостасе главного престола
была выполнена на полотне, а в приделах - «иконная, в нижних ярусах
обложенная серебряными ризами».
По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви
священная живопись, выполненная на парусине, была «новейшего
итальянского вкуса». Особенно обращали на себя внимание картины,
пожертвованные графом Кушелевым-Безбородко - «Распятие Спасителя между
двумя разбойниками», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде
по воскресении», а также приобретенная храмоздателем Хренниковым у
того же Кушелева-Безбородко картина «Принесение Исаака в жертву».
Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и
завершено в 1847 году.
В алтаре над главным престолом, отделанным кипарисом, была устроена
стеклянная сень, поддерживаемая восемью витыми стеклянными колоннами и
украшенная вызолоченной резьбой, висящими хрустальными призмочками.
Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цвета, с трёх
сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы»
херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на
коленях, также шитые золотом, оцениваемые в 1 000 рублей серебром. Из
достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном
храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу,
как тогда говорили «лучшей работы», серебряные, вызолоченные, большого
размера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг
бирюзой и другими камнями. Они были изготовлены фирмой Сазикова -
лучшего в то время в искусстве изготовления церковной утвари мастера.
Всё это стоило 3 900 рублей серебром.
Строитель церкви А.П. Хренников пожертвовал храму плащаницу, вышитую
по малиновому бархату золотом и украшенную разными драгоценными камнями,
с деревянною, покрытой местами позолотой гробницею, окружённой медной
решёткой. Храмовые хоругви также были шиты золотом, а кругом обложены
серебром. Поражал искусством своей работы напрестольный ковчег весом
38 и ¾ фунта из платинового серебра, наподобие каменной горы, внутри
которой - гроб Спасителя с предстоящею Марией Магдалиною и сидящими на
гробе двумя ангелами. Над ковчегом было изображено Вознесение Христово
в сиянии, вылитое из такого же серебра весом 2 фунта 39 золотников.
Ковчег пожертвовал в 1848 г. липецкий купец Матвей Богомолов. Стоимость
его оценивалась в 1 530 рублей серебром.
К достопримечательностям Троицкого храма относились также
местночтимые Смоленская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной
ризе, украшенной камнями и стразами, написанная 3 декабря 1720 г. и
пожертвованная женой храмоздателя Хренниковой, и Нерукотворный образ
Спасителя греческой живописи в серебряной вызолоченной ризе,
украшенной бриллиантом и драгоценными камнями.
Особо почиталась прихожанами Иверская икона Божией Матери по чуду,
"бывшему от неё 31 июля 1874 г. «над повреждённым умом и расслабленным
всеми членами крестьянином с. Сырского Егором Перегудовым, который по
совершению пред иконою местным священником Каменским молебна с
акафистом, освящении воды и окроплении ею больного пришел в сознание и
стал ходить». Икона была принесена в Троицкий храм из Задонского
монастыря 26 октября 1873 г., где существовало множество
«чудодейственных сказаний» о ней.
Библиотека Троицкой церкви насчитывала 600 названий книг.
В уважение великолепия Троицкого храма и особенно усердия прихожан,
немало сделавших для его украшения, в последовавшей резолюции епископа
Тамбовского на прошение липчан с 1851 г. разрешено было производить
«ежегодно при сей церкви святой обряд совершения артоса».
В 1899 г. в храме проводился ремонт. В это время его посетил
Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий, осмотревший только
построенное двухэтажное здание церковноприходской школы.
Уже в 1911 г., как видно из документов, в церкви действовало водяное
отопление. В караулке над папертью была устроена утермартовская печь.
Много заботился о благоукрашении Троицкого храма и его ктитор -
личный почётный гражданин Николай Богомолов, награждённый за свои
непрестанные труды в должности церковного старосты в 1908 г.
серебряной медалью «За усердие» на александровской ленте.
На 1848 г. - время завершения строительства храма - в его приходе
насчитывалось 246 дворов, в которых проживало 1 002 души мужского и 1
016 женского пола. В 1910 г. в приходе состояло 257 дворов горожан с
947 душами мужского и 1027 женского пола, а также «деревня Большая
Дикинская в 45 дворов со 185 душами мужского и 214 женского пола».
Умерших прихожан хоронили на Преображенском кладбище.
При входе в Троицкий храм с западной стороны в подвальном помещении
находился склеп, в котором с разрешения епархиального начальства были
похоронены храмоздатель Алексей Петрович Хренников, его жена и двое его
детей.
Сама церковь была обнесена каменной оградою с тремя проездными
чугунными воротами, начатыми постройкой в 1861 г. С западной стороны
ограды находились дом священника и просфорная, а внутри ограды с
восточной стороны Троицкой церкви - могила настоятеля храма протоиерея
Ксенофонта Павловича Петропавловского, скончавшегося в 1883 г. У церкви
были похоронены также протоиерей Иоанн Яковлевич Каменский, священник
Гавриил Воскресенский и диакон Иван Терентьевич Преображенский.
У западных ворот храмовой ограды находилась деревянная, на каменном
фундаменте, обшитая железом часовня во имя св. Александра Невского,
построенная в память спасения императора Александра II от покушения на
его жизнь в 1866 г.
Штат священно- и церковнослужителей Троицкого храма составляли два
священника, диакон и два псаломщика. Из дореволюционных настоятелей
храма необходимо отметить протоиерея Иоанна Яковлевича Каменского,
служившего в нём с 1863 по 1909 г. Он родился в селе Каменном Липецкого
уезда в семье пономаря. В 1848 г. после окончания Тамбовской духовной
семинарии преподавал в Тамбовском духовном училище, в 1851 г.
рукоположен в священника к Вознесенской церкви с. Куликово Усманского
уезда. В 1860 г. перемещен к Христорождественскому собору Липецка. С
1863 г. и до конца своих дней служил в Троицкой церкви. Был отмечен
благословением Св. Синода, награждён камилавкой, скуфьёй, золотым
наперсным крестом, саном протоиерея, орденами св. Анны III степени и
св. Владимира IV степени. Скончался протоиерей Иоанн Яковлевич
Каменский 11 октября 1909 г. в возрасте 85 лет и был похоронен в ограде
Троицкой церкви.
До революции в Троицком храме действовал прекрасный хор, который мог
бы «составить украшение и непровинциального храма». Многие любители
церковного пения специально стремились попасть в Троицкий храм, чтобы
послушать хор, на содержание которого ктитор тратил до 5 000 рублей в
год.
Церковно-приходская школа при Троицком храме действовала с 1887 г.
Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, посетивший школу в
1896 г., отметил, что ученики школы при Троицком храме, а их тогда
насчитывалось 80 человек, «поют всю обедню <...> и очень стройно
пропели несколько песнопений из литургии».
Первые годы занятия проходили в наёмной квартире, а в 1898 г. школа и
библиотека разместились на втором этаже построенного для неё каменного
двухэтажного здания. Школа занимала шесть комнат и коридор, отапливалась
четырьмя печами. Две комнаты из шести были заняты кухней и комнатой
при ней, а в одной комнате находилась квартира учителя. Любопытна такая
подробность в описании внутреннего интерьера школы: на три классных
комнаты было 25 двухместных парт, три классных доски и в каждом классе
по иконе. Во время Первой мировой войны здание школы было отдано под
приют для детей-беженцев, а занятия проводились в послеобеденное время в
здании школы Вознесенской церкви. В 1915 г. заведующим и последним
законоучителем школы был протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов,
законоучителями - протоиерей Михаил Иванович Платонов и псаломщик
Василий Дмитриевич Виноградов, учителями - псаломщик Павел Васильевич
Архангельский и Людмила Петровна Островская. В 1916 г. в школе
обучались 20 мальчиков и 16 девочек. Церковноприходская школа при
Троицком храме просуществовала до 16 апреля 1919 г.
Троицкой церкви перед революцией принадлежало 33 десятины и 800
квадратных саженей земли в 20 верстах от церкви. Земля была
пожертвована в 1903 г. прихожанкой Екатериной Ивановной Хренниковой, с
условием, чтобы 2/3 дохода поступало на украшение храма, а треть - в
пользу церковнослужителей на вечный помин её родственников и служение
литургий в дни кончины и ангела. Земля сдавалась в аренду и приносила
500 рублей годового дохода.
Троицкой церкви принадлежал деревянный причтовый дом, мануфактурный
магазин и две каменные лавки на Троицкой (Новобазарной) площади,
построенные одновременно с храмом с западной стороны. Торговое
помещение было пристроено к зданию церковно-приходской школы в 1911 -
1912 гг. с северной стороны на средства липецкого купца Дмитрия
Степановича Алисова.
Величественный и богатый утварью Троицкий храм - гордость прихожан -
после революции 1917 г. разделил судьбу всех липецких храмов. 20 марта
1922 г. представителями советской власти из Троицкой церкви были
изъяты серебряные ризы икон общим весом 3 пуда 27 фунтов 84 золотника и
серебряная утварь. Общий вес изъятого составил 4 пуда 32 фунта 80
золотников. Кроме того, было конфисковано 316 драгоценных камней, из
них 56 бриллиантов, 33 осколка бриллиантов и золотой перстень. Всего на
сумму 47 080 000 рублей. Предварительно была составлена опись, из
которой видно, насколько богат, в том числе и в художественном смысле,
Троицкий храм. В описи много икон, украшенных серебряными ризами: образ
Спасителя, св. митрополита Алексия, Марии Египетской, Божией Матери
«Всех скорбящих радость», Спасителя, сидящего на престоле, Знамения
Божией Матери, две иконы «Скорбящей Божией Матери» (одна со стразами в
короне), две иконы святителя Николая, икона Божией Матери «Достойно
есть», три иконы в одном киоте - Св. Пантелеймона, Спасителя, Скорбящей
Божией Матери, иконы Смоленской Божией Матери, Иверской Божией Матери
(венец иконы со стразами), Божией Матери Целительницы, иконы св.
Параскевы Пятницы, святых. Николая Угодника и Иоанна Воина, Антипия,
Харлампия и Власия, Божией Матери «Живоносный источник», «Утоли моя
печали», Покрова Божией Матери, две иконы св. Тихона Задонского, икона
свв. Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Св. Феодосия Черниговского с
эмалью, образ Владимирской Божией Матери с эмалью и стразами. Помимо
многочисленных икон, в описи значились три Евангелия в серебряных
вызолоченных окладах с камнями и стразами, молебное Евангелие в
серебряном окладе, три напрестольных серебряных креста, два малых
серебряных креста, три серебряных вызолоченных потира, три дискоса, три
звездницы, две лжицы, два ковша, четыре тарелочки, три ковчега, две
дароносицы, мирохранительница, хоругвь серебряная, лампада, пара венцов
серебряных, два кадила.
Настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов и
церковный совет выступили против изъятия серебряного ковчега, который
«имеет художественное значение». Им удалось отстоять его, обменяв на 20
фунтов серебра. 24 марта община ходатайствовала о замене других
изъятых вещей: креста весом 2 фунта 48 золотников, сосуда 3 весом ф.
24 зол., дискоса весом 98 зол., звездницы весом 32 зол., ковчега весом 4
ф. 67 зол., ризы с иконы Божией Матери «Живоносный источник» весом
около 6 ф., двух предиконных лампадок весом по 2 ф.
Но простого ограбления Троицкого храма властям показалось
недостаточно - было принято решение о его закрытии и приспособлении
под мастерские. Фактически же речь шла о его постепенном уничтожении.
Сохранился акт осмотра «здания на Коммунальной площади, предназначенного
для мастерских механической, слесарной, литейной, кузницы»,
датированный 2 мая 1925 г. Но время наглого и варварского закрытия и
разрушения православных святынь ещё не пришло, да и многие верующие,
узнав о злодейском замысле, стали открыто возмущаться. Опасаясь
волнений среди липчан, 2 октября 1925 г. Липецкий уисполком решил
повременить с закрытием Троицкого храма и заключил с церковным советом
договор о передаче его в бессрочное пользование общине верующих.
Прихожан принудили принять на себя ряд обязательств: «Мы,
нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное
достояние и пользоваться им исключительно соответственно его
назначения, принимая на себя всю ответственность за целость и
сохранность врученного нам имущества <...> в принятых нами
<...> богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать
<...> политических собраний враждебного советской власти
направления, раздачи или продажи книг, брошюр, листов и посланий,
направленных против советской власти или её представителей,
произнесение проповедей или речей, враждебных советской власти или её
отдельным представителям, совершение набатных тревог для созыва
населения в целях возбуждения его против советской власти...» По всему
видно, что советская власть была в это время не слишком уверена в
лояльности граждан и устойчивости своего положения.
Как только внешне- и внутриполитическая ситуация изменилась, с
верующими обошлись по-другому: закрытие Троицкого храма было оформлено
постановлением президиума облисполкома ЦЧО от 5 февраля 1930 г.
Церковное здание по ходатайству Липецкого РИК «предполагалось»
использовать «под учреждение культуры». Однако на самом деле в бывшем
Троицком храме «временно» разместился монтажный цех
литейно-механического завода. Горсовет предложил заводу «немедленно
приступить к снятию принадлежностей религиозного культа» и
сосредоточить всё в алтаре. На следующий день Липецкое агентство
Госбанка вывезло из храма 42 килограмма серебряной утвари, которая ещё
сохранялась в храме после грабежа 20 марта 1922 г. В Государственном
архиве Липецкой области хранится любопытный документ - акт об изъятии
из Троицкой церкви двух икон, написанных на цинке: «...членом
горсовета Колонтаевым и Неверовым взяты две иконы, писанные на цинке
весом 41 кг, для неотложного ремонта машин электростанции». Церковное
имущество же при этом было растащено. Представитель горсовета В.
Колонтаев, составляя акт, записал: всего вывезено за 17-18 марта сего
года 40 возов. Всё это бесследно растворилось, даже те 39 предметов (по
другим сведениям, 53), что передали музею: «14 икон, Евангелие,
покрывала, коврики, книга-летопись Троицкого храма».
20 марта 1930 г. завод приступил к оборудованию в храме механического
цеха. К 6 апреля оборудование было смонтировано, а затем под звуки
духового оркестра состоялось открытие производства. В подвале храма
хранили картофель.
Решение о закрытии Троицкого храма было утверждено ВЦИК только 24
октября 1930 г., когда под его сводами уже вовсю работали станки.
Допущенные при переоборудовании здания храма нарушения (во время снятия
крестов и демонтажа конструкций перекрытий), размещение в храме
заводского оборудования и неправильная эксплуатация привели к тому, что
один из сводов рухнул. Основной причиной обрушения свода явились утрата
замковых камней при снятии крестов и разрушении главок, а также
сильная вибрация от работы установленного оборудования. Под обломками
свода погибло несколько рабочих, и после этого Липецкий механический
завод освободил здание. Прихожане пытались было хлопотать о возвращении
храма общине верующих, но безуспешно.
16 августа 1931 г. заместитель председателя Липецкого горсовета
докладывал Липецкому райисполкому, что «в связи с развёртыванием
строительства городского хозяйства» - электростанции, бани, Дома
Советов и кинотеатра - городской Совет, учитывая "непригодность «под
какие бы то ни было цели культурно-общественного характера», решил
разобрать здание Троицкого храма и весь материал употребить для
строительства. Фактически же к разрушению храма приступили до принятия
официального решения, о чём свидетельствует жалоба, поступившая во ВЦИК
от липчан Токарева, Пронина и других, а также письмо Липецкого
райисполкома от 13 августа 1931 г. Следовательно, документ от 16 августа
появился лишь для придания некой видимой законности этому акту
вандализма. В то же самое время «строители светлого будущего»
совершенно «сбросили со счетов» то обстоятельство, что ещё в 1924 г.
директор Липецкого музея М.П. Трунов писал о необходимости охраны
Троицкого собора как памятника истории и культуры. Сразу же после этого
по его ходатайству Троицкая церковь г. Липецка и некоторые другие
объекты были включены в «список памятников искусства, старины, быта,
археологических и историко-революционных, находящихся на территории
Тамбовской губернии и подлежащих охране», а также в «список сооружений
религиозного культа Тамбовской губернии, состоящих на учёте отдела по
делам музеев Главнауки» наряду с Христорождественским собором и
Древне-Успенской церковью Липецка.
Несмотря на это в 1931 г. Троицкая церковь была всё же снесена, а
кирпич частично использован для строительства Дома связи, бани и других
построек. Горисполком, подчёркивая своё рвение и хозяйственную хватку,
рапортовал: «При разборке зданий церквей получается материала 80%
годного и 15% половинок, а остальное щебень. При разборке Троицкой
церкви подвал как таковой остаётся цельным и передан в эксплуатацию ЗРК
Липецкстроя».
Позднее на образовавшемся после сноса Троицкой церкви пустыре
проводились ярмарки. Так, 30 октября 1935 г. здесь проводился праздник
колхозной деревни «День урожая и коллективизации» в масштабах всего
района с сельскохозяйственной выставкой. В это время на площади ещё
сохранялась часть торговых корпусов, окружавших Троицкую церковь с
запада, севера и юга. А в 1936 г. горисполкомом было вынесено
постановление о строительстве на месте, где стоял Троицкий храм,
городского стадиона.
В Липецком областном краеведческом музее сохранились снимки фасада и
интерьера Троицкой церкви, выполненые до 1917г., очень интересна
большая фотография внутреннего вида храма 1908 г., оформленная в
паспорту. На обороте паспорту надпись «Липецк. На память Анастасии
Яковлевны Котельниковой <...> от Василия Михайловича Терпугова,
1908 года 15 апреля». В музее хранится также и рельефный, покрытый белой
и розовой глазурью с позолотой изразец, который был подобран при
разрушении храма и как реликвия полвека хранился в семье липчан
Белоголовых и Клоковых. Кроме того, в фондах музея находится медная,
смонтированная на деревянной доске табличка с текстом завещания купчихи
Хренниковой, пожертвовавшей средства на внутреннюю отделку храма,
датированная 1903 г. Табличка поступила в музей в 1942 г. Все эти
экспонаты сегодня могут хотя бы частично дать представление о былой
красоте, величии и богатстве разрушенного Троицкого храма.
Судьбу храма разделили и его священнослужители: Владимир Петрович
Петропавловский был приговорён к ссылке в Северный край на 5 лет,
дальнейшая судьба его неизвестна, а Иван Яковлевич Цебриков
постановлением «тройки» УНКВД по Воронежской области от 15 октября 1939
г. приговорён к расстрелу.
Хочется надеяться, что вскоре у стен стадиона «Металлург» появится
часовня в память стоявшего некогда здесь прекрасного Троицкого храма,
его строителей и священнослужителей.
Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.
Оригинал статьи на
сайте Липландия.