Влияние трафика на социальное здоровье улиц (by Donald Appleyard)

Feb 02, 2012 00:19



Исследование Дональда Эпплйарда (Donald Appleyard), которое он начал в 1969 году, было сосредоточено вокруг трёх улиц (разных по транспортной загруженности) города Сан-Франциско. Результатом стал эмпирически доказанный факт: трафик наносит ущерб уличной жизни.



Revisiting Donald Appleyard's Livable Streets from Streetfilms on Vimeo.

Линии на приведённом выше изображении показывают количество социальных взаимодействий между жителями одной улицы. Плотность населения не конкретизируется, но, вероятно, это улицы, имеющие сильное различие лишь в трафике. Относительная плотность транспортного потока, таким образом, ставится в зависимость к количеству добрых соседских отношений. В среднем, на улицах с низким трафиком на одного жителя приходится 3 соседа, с плотным - 0.9.

Особого внимания заслуживает идея определения домашней территории (home territory). Жители улицы с плотным движением воспринимают свой дом преимущественно в размере их жилой площади, иногда здания, в любом случае, это ограниченное стенами пространство. Население улицы с умеренным трафиком видят свои дома несколько шире, захватывая часто место встреч и бесед с соседями на тротуаре. И только у живущих на полупустой от транспорта улице ощущение дома выходит далеко за рамки их квартиры.

Исследователь также попросил людей нарисовать их улицу, дабы выделить те детали, с которыми она может ассоциироваться. Выяснилось, что трафик отбивает у людей способность выхватывать примечательные детали, в то время как население свободной от постоянного движения улицы, способны воспроизвести многочисленные особенности своего окружения: своеобразие архитектуры, растительность, предметы, напоминающие соседей. 
Таким образом, вопрос трафика становится серьёзным препятствием на пути к позитивной уличной среде. Разумеется, это не означает немедленную борьбу с личными автомобилями. Вектор подобных исследований указывает на ошибки модернистского градостроительства с его возведённой в абсолют автомобильной инфраструктурой. Это лишь разумное и аргументированное дополнение к составлению принципиально новой градостроительной парадигмы.

P.S. Особенно интересен подобный метод применительно к РФ. Интересно, существует ли принципиальная разница между жителями Южного Бутова и жителями домов, к примеру, вдоль Ленинского проспекта? Или, вспоминая провинциальные русские города, о похожих интеракциях между соседями? Метод, бесспорно, чрезвычайно интересен, но результаты русского аналога, думаю, будут сильно отличаться.

Социология транспорта, Транспорт, Исследования, Урбанистика

Previous post Next post
Up