Jun 17, 2012 15:59
Вот сделала выписки из авторской программы Анатолия Смелянского "Черный снег" №12, о Булгакове.
.....
Что же это такое? Это что же Булгаков системы Станиславского не принимает? Он был на его репетициях, он восторгался Станиславским, когда тот показывал Манилова, и написал ему письмо: «Гоголь, он придет через вас, придет в первых картинах представления, в смехе, а в последних уйдет подернутый пеплом больших раздумий». Тут что-то другое, не вот то, что называется «Система Станиславского», а про другое. Про то, как система становится теорией, попав на почву кликушества, истерического культа, когда вдруг эта самая прекрасная система, которая позволяет актеру лучше играть, когда вдруг она становится удавкой. И вдруг все актеры там в «Записках покойника», которые понимают, что такое Иван Васильевич, они стараются избежать его репетиций, простуда, которая всех одновременно косит, всех артистов. Что это такое? Я бы сказал, что это не булгаковское возражение системе Станиславского, и вообще не по Булгакову мы можем судить о системе Станиславского, это про другое. Это про то, как человек придумывает что-то очень важное, что-то хорошее; и это важное и хорошее попадает на зараженную почву. И на этой зараженной почве это важное и хорошее превращается в своею противоположность. Вот это о недостатках театра вообще, о театре, возникшем на почве этого небывалого государства.
Интересно, что когда Станиславский умер, ведь книжка его «Работа актера над собой», где впервые литературно зафиксировал основы своей теории актерской игры; после его смерти Владимир Иванович Немирович-Данченко читает его книгу с невероятным пристрастием. И может быть, тогда и не было в России, да и во всем мире человека, который бы читал эту книжку вот с такой остротой, как Немирович-Данченко, который оппонировал системе очень давно, начиная с дореволюционных времен. И вот он читает эту книгу, он ведь ее не знал, Станиславский с ним не делился, они много лет не общаются. Он читает и вдруг записывает для себя, он не знал «Театрального романа» и не знал «Записок покойника», и не знал монолога Максудова, в эту горькую хмельную ночь, открытия его, что никакие теории и так далее, он этого ничего не знал. И вдруг записывает: «Вот начинает Станиславский прекрасно, божественно. А потом доводит это до какого-то фанатического конца, до какого-то изматывающего душу анализа; начинает с высокого, а потом обязательно задушит, самый источник творчества». Это не о системе, это о том, что произошло с художественным театром в 30-е годы, это о том, что произошло с великим человеком в 30-е годы. Это то, к чему прикасается Булгаков в театральном романе уже не по отношению к театру, к независимому, художественному и так далее, это то, чтопытаются сделать с живой жизнью в небывалом государстве. Об этом книга «Записки покойника», об этом «Театральный роман»...