Встретились 03/05/2024, в пятницу утром, на нашем месте в парке.
Пришли: Кира
shi_ra, Лaриса
l_cherry, Наташа
natalia_19, Лана, Женя Р, Семён& Галя
simonkrichak, Ира&Саша, Жанна
janna_ma, Миша
michel7374, Роза
dona_rita и Алина (я).
Тематической еды не принесли, зато были блинчики с вареньем, пирожки с яблоками от Киры, дрожжевые булочки от Ларисы и вообще много вкусного.
.
.
Саша: Дорогие друзья. Я вообще-то по профессии геронтолог и заодно психиатр. Поэтому всю эту историю могу рассматривать исключительно с профессиональной точки зрения. Перед нами история болезни. Герой ощущает себя супергероем: он и клоун, и музыкант, и детский психолог, и сверхчеловек, и гастроли по всей Европе, а по ночам ещё немножечко шьёт. Правда, при этом он абсолютно нищ и живёт в вагончике (это показывает, что правда жизни прорывается сквозь слой галлюцинаций). В какой-то момент у него произошло расщепление сознания. Это называется шизофрения (как и было сказано, да). Для него открывается бездна, а для нас - любопытная страница творчества душевнобольных. Для шизофреника характерно слышать голоса, а он слышит музыку - так тоже бывает. Девочка эта - явная галлюцинация. С детства герой ощущает страх перед реальностью. Воображая спасение чужих детей он уходит от мысли, что собственных близких у него нет. Променад в халате по городу подчёркивает его болезнь. Причина всего этого известна: в 12 лет он упал с шеста, сломал позвоночник и получил сотрясение мозга - тогда всё это и началось. История сильно напоминает "Красную Пашечку" Александра Иванова, но тут всё на серьёзном выражении лица. Композитор-Всевышняя.... звуковой фон перестаёт быть хаосом... "Все мы сгниём, но некоторые воняют уже сейчас". Дохлые крысы вместо серёг, объяснение в любви во время дефекации (привет Сорокину). Мать героя - святая, но из всех религий автор выбирает православие, хотя казалось бы в Скандинавии естественнее было бы любое другое христианство. Дальше идёт параноидальный бред про отношения с самой лучшей на свете женщиной, правда, он её немножечко бил. Потом бред усиливается: герой с кошмарным ранением продолжает функционировать, а датская полиция его экстрадирует обычным рейсом, затыкая сквозное ранение носовым платком. Кто-то использует похищенных детей как сейсмограф, параллельно отрезая кому-то пальцы. Просто какой-то праздник графомании, пародия на Гаммельнского крысолова. Монахиня рассуждает о Лейбнице: подошёл бы он ей как мужчина или нет. Присутствие безногого шофёра и православной великанской африканки усиливает общее безумие, но в то же время является данью политкорректности. Потом автор вспоминает, что он ещё недостаточно наполиткорректил, и герой начинает ощущать себя женщиной. Но ненадолго: следующая станция - геронтофилия. Дорогие друзья, я старый солдат и не знаю слов любви. Но это не литература. Это говно.
.
(тут все неистово зааплодировали и закричали, что после такого разбора уже трудно что-то добавить. Но всё же добавили)
.
Наташа: Я начала читать, и сначала вроде пошло неплохо. Но потом я сказала себе "это не моя тема" и вернулась к чтению Платона. Больше ничего сказать не могу.
.
Лариса: На уровне фабулы всё довольно живенько и напоминает Стивена Кинга: герой стукнулся головой... получил сверхспособности... паранормальные дети... вроде ничего, но чего-то всё же не хватает. Вот послушала Сашу и поняла: действительно, всё это происходит исключительно в сознании героя, ничего из этого в реальности с ним не происходило.
.
Ирина: Сначала я прочла Смиллу и мне она понравилась - интересно написано, и про Гренландию, и про северную психологию, и как эта девочка попала в Данию и пыталась ужиться там. Но, конечно, многое удивило - как она оказалась в ледяной воде и не умерла, и потом в Гренландии она всех переиграла. Интрига вроде была, но сошла на нет: книга ничем не кончилась, просто какие-то политические дрязги.
Потом стала читать "Тишину", и минусы усилились: проклятый капитализм, политические интриги, сверхспособности героя. Тут просто напрашивается экранизация: неубиваемый герой, у него всё сломано и прострелено, но он успевает всех победить, а умирающий отец с капельницей спешит на помощь, и эта африканка, и похищенные дети, и затопленная площадь. На экране это всё должно эффектно выглядеть. А читать это попросту невозможно.
.
Семён: Экранизация? Не надо никакой экранизации. Я не читал Смиллу, но прочёл четвертый роман этого автора "Условно пригодные". Согласно оценкам критиков Смилла оказалась очень успешной,, однако следующий роман автора Тишина ("Тихая девочка") был принят читателями довольно прохладно. Гораздо более успешным оказался четвертый роман Питера Хёга. «Условно пригодные» (1993). В этом романе изложена история троих одиноких детей из школы-интерната сознательно нарушающих ограничения и правила интерната, направленные на подавление личности, в попытке выяснить природу времени и раскрыть тайный заговор взрослых. Эта книга несомненно хорошая и мне кажется, что учитывая уже имеющиеся отзывы именно ее, а не "Тишину" нам следовало выбрать для совместного чтения. Впрочем и "Тишина" показался мне небезынтересным. Насколько я понимаю, этот роман является типично постмодеpнистским. Как и положено в этом направлении философии, в романе в принципе отрицается возможность достоверности и объективности. Такие понятия как „справедливость“ или „правота“ также лишены в этом романе своeго значения… Нам представлено описание видений, размышлений и переживаний, по-видимому, чрезвычайно талантливого персонажа возможно являющихся следствием его переживаний в период землетрясения. Мне такие попытки не кажутся целесообразными и этот роман в целом мне не очень понравился. Как мне представляется, автор излишне увлекается сочинением достаточно запутанных сюжетов с многoчисленными отсылками к модным в среде его читателей произведениям искусства.. Впрочем, буду рад убедиться в своей неправоте.
.
Женя Р: До конца не одолела. Смиллу люблю, если не считать голливудской концовки. И Условно-пригодных тоже. Чтобы читать Хёга, надо полностью погрузиться в эту пучину и не вылезать и не задавать дурацких вопросов типа "а так ведь не бывает". И он всё время повторяется, все эти сумрачные супергерои на одно лицо. Экранизировать это - смысла нет, таких фильмов полно, ничего нового для жанра он не несёт (ну разве что безногий супершофёр может кого-то удивить). Я бы поняла, если бы это была какая-то ирония, стёб над жанром, но нет - всё на серьёзных щщах. Невыносимо.
.
Лана: Книга мне очень понравилась и я никак не ожидала настолько отрицательных мнений от участников. Выступлю поборником справедливости! В этой книге надо принять условия игры, ничему не удивляться, и тогда мозг подстраивается к происходящему, как будто так и надо - в конце концов, кто мы такие, чтобы утверждать, что так не надо? :-) Я сумела туда занырнуть, и там все эти нестыковки выглядят как часть замысла автора, череда впечатлений героя, поток сознания. Он видит это - и я вижу, и неважно, что "этого не может быть". Меня больше затронули его отсылки к музыке. Автор, правда, в интервью сказал, что в музыке он профан, но думаю, слукавил. Восприятие героем людей с точки зрения тональности - это я понимаю и принимаю, это как минимум красивая задумка. Хотя с конкретными его оценками я не согласна. Когда композитор пишет в определённой тональности, он её действительно выбирает, так что в этом нет ничего странного. Текст очень полифоничен, темы сменяют друг друга, одна выступает вперёд, вторая отступает на задний план, это тоже для музыки нормально. Не оценивала текст с точки зрения правдоподобия, это в общем неважно. Очень медитативное чтение - не через логику, а через ощущения. Открыла какие-то новые вещи для себя. Восприятие человека через музыку. Не люблю, когда музыку пытаются описывать словами, но здесь это вышло удачно. Рассмешило отношение героя к композиторам: "Бах бы так не сделал!". И, конечно, - я прослушала заново всю упоминаемую в книге музыку, и это было хорошо!
.
Кира: Роман называется "Тишина". Но я бы назвала его "Какофония". Сначала было ничего, но потом началось. "Злых людей нет, в каждом живёт сострадание". Это что ещё такое? Меня сразу насторожило это заявление и я тут же пошла гуглить автора и его позицию по Израилю. Ну, пока ничего не нашла, посмотрим. Книгу не дочитала - псевдоинтеллектуальный текст, не трогает, ничего не даёт. Когда-то читала Смиллу, и это было хорошо. Но здесь ничего этого нет.
.
Роза: Тоже базировалась на воспоминаниях о Смилле, и сначала книга выглядела неким продолжением темы: детектив, мистика, дети... но тут всё утрировано, выглядит просто издевательством. И над детьми, и над читателем заодно. И эти датчане - они и так-то все деревянные, бесчувственные. Вы все по крайней мере поняли, что действие происходит в его сознании, а не наяву - а я, если честно, до этого не додумалась. Ну и ладно.
.
Моё мнение: что ж, не буду оригинальной - я тоже не смогла это прочесть. Всё смешалось, кони, люди, затопленные памятники, безногие шофёры и синие женщины. Там в самом начале есть сцена, где герой идёт на дело (непонятно зачем), а по дороге захватывает с собой пятилетнего мальчика из-за ограды детского сада, и тот включается в игру, угадывая мысли и цели и проявляя поистину джеймс-бондовскую смекалку. А потом герой идёт обратно, ставит мальчика обратно за ограду того же детского сада и уходит. Это что, на полном серьёзе он нам предлагает, не в виде стёба? Я так не играю, знаете ли. Смилла действительно была хороша и там было в меру абсурда и достаточно логики, и действительно была создана атмосфера - читатель чувствовал этот снег, и эту жизнь, и этот холод, и это отчаяние, и эту одержимость, и этот характер. А тут автор решил, что можно логику и атмосферу вообще не включать. Вот и получилось - сумбур вместо музыки!
.
.
На следующую встречу выбрали роман Стивена Фрая "Лжец". Встречаемся 21/06.
.