"Перевод " Библии

Oct 02, 2019 15:40


Библия считается самой читаемой книгой человечества. При этом читают ее не только верующие. Ее читали сотни лет назад, ее читают сейчас, когда мир изменился почти неузнаваемо. И все еще находят полезной и важной. Почему? Что это за книга? О чем она? Вроде как - о Боге… О его деяниях, правилах и требованиях к людям. В форме различных притч.



Я думаю, что это книга о человеке. Не о каком-то конкретном человеке, а о человеке в принципе. О том какой он, человек, как живет, чего хочет, к чему стремится и как он это делает. Мир за 2000 лет изменился кардинально. Но человек остался тем же, что и был. Поэтому до сих пор книга актуальна - ведь она о том, кто ее читает. И, в том числе поэтому, читать ее бывает не просто. С одной стороны - язык архаический, иносказательный, притчи назидательны, с другой - не каждый готов смотреть в зеркало, не каждую часть отражения готов увидеть и/или принять читающий. Мне кажется, что Библия - это попытка описать мир человека. Не мир, в котором живет человек, а мир самого человека, законы, по которым работает его психика, правила, по которым живет социум (объединение нескольких/многих человек). Написана она на том уровне, который был доступен людям тогда, 2000 лет назад. Я не рассматриваю Библию как религиозный текст. Я рассматриваю ее как текст психологический, познавательный, в каком-то роде - популярный. Я рассматриваю ее, как текст, который пытается сделать то, чего чаще всего не делают взрослые по отношению к детям - он пытается растолковать нам правила жизни, как процесса, в котором мы неизбежно участвуем, и результаты которого для каждого их нас очень важны, научить нас эффективно жить.

В христианстве есть 2 момента, с которыми в той или иной степени знаком каждый, вне зависимости от того верующий он или нет, читал Библию или нет. Вот эти моменты:

1. 10 божьих заповедей.

2. Грехи.

И все три этих момента довольно активно обсуждаются как верующими, так и неверующими. На заповедях строится вся проповедническая работа священнослужителей, часть заповедей лежит в основе основных правил общежития и даже уголовного кодекса.  Вопрос той грани, после которой естественное желание, эмоция, состояние человека становится грехом, тоже не прост и не однозначен.

Я сама не религиозна и в Бога, как его понимает христианская религия, не верю. При этом я признаю, что религия и вера поднимают и «курируют» основополагающие вопросы человеческой жизни. И задумываясь об этих вопросах, было бы не разумно игнорировать книгу, прошедшую проверку многими веками. Однако, до тех пор, пока я пыталась воспринимать информацию из Библии напрямую, во мне оставалось много непонимания и протеста. Когда же я попробовала «перевести» эти основные моменты на язык «популярной психологии» - все сложилось в довольно стройную систему.

Свой «перевод» я начала с заповедей.

1. Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Прочитав первую заповедь, я вдруг подумала, что она практически буквальна. Здесь нужно не столько «переводить», сколько просто определиться с терминологией. И основным термином является слово «Я». Если под «Я» понимать свою личность, свою суть, свою душу, тогда эта заповедь будет звучать так: Твое «Я», суть твоей личности, твоя душа - вот твой Бог. И никто другой не должен решать, как тебе поступать и каким быть, кроме твоей души, твоего «Я».

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

Тут тоже все буквально. Основой для построения твоей жизни могут быть лишь твое желание и твои возможности. Никто, отличный от тебя, не должен приниматься за непререкаемый образец. Не надо ставить кого-либо выше себя в ущерб своей личности.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Не надо не к месту «якать». Ведь мое «Я» - это только мой Бог. Для других людей оно богом не является. Не надо выпячивать свое «Я» в ущерб другим «Я». Это заповедь «Уважай других». (Раньше я вообще не понимала смысла появления этой заповеди, да еще с угрозой наказания.)

4. Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему

Раз в неделю выделяй день на то, чтобы пообщаться с самим собой, прислушаться к себе, позаботиться о себе. Ведь в суете повседневных дел так легко о себе забыть. Особенно в те времена, когда ежедневный тяжелый труд был единственным способом выжить физически. И надо было столько всего переделать, чтобы было тепло, сухо, чисто и была еда. Когда за всем этим вспомнить о себе, о душе своей? Да и сейчас за потоком информации, постоянной спешкой не просто вспомнить о самом себе.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Уважай родителей. Это они заложили основу твоей личности, они - часть тебя. Если ты не уважаешь их, ты не сможешь уважать себя.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Эти заповеди, как может показаться, скорее о правилах общежития. Но не только. Каждое из этих действий - нападение на другое «Я». А причинение вреда другому человеку разрушительно действует на личность, травмирует ее, т.е. в итоге нарушение этих заповедей ведет к нарушению целостности «Я». Это заповеди о безопасности и здоровье своего «Я». Возможно, их даже можно в какой-то степени использовать для диагностики степени этого здоровья: если есть реальное намерение/желание нарушить какую-то из них - это признак нездоровья нашей сущности, нашего «Я».

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Я увидела в этой заповеди три важных момента: 1. не надо обесценивать то, что ты уже имеешь, 2. надо верить в свою способность достичь своих целей 3. надо слышать себя, свои потребности, понимать, что нужно именно тебе, а что пытается навязать социум. Не желай чужого - желай своего (и того, что уже имеешь, и того, что еще можешь получить), у тебя есть все силы и возможности, чтобы получить то, что надо Тебе. И здесь эта заповедь перекликается со второй заповедью - не надо бездумно подражать кому-то. У каждого есть свой набор того, что необходимо именно ему.

Сделав для себя такой «перевод» с библейского на свой, я впервые поняла, что такое грех. До сих пор сама концепция греха никак не укладывалась в моей голове. А с точки зрения следования самому себе все стало логично и понятно.

В обиходе принято считать, что грехов (по крайней мере, называемых смертными) семь. Когда я стала искать список грехов, я нашла несколько версий, которые частично отличались друг от друга и там было по 8 грехов. В итоге я не стала выбирать, а рассмотрела все грехи, что нашла: чревоугодие, блуд, алчность, печаль, гнев, уныние, лень, тщеславие, зависть, гордыня. Мне показалось логичным объединить их в несколько групп:

1. Чревоугодие, алчность, блуд - получение удовольствия разными способами. Эти грехи состоят в том, что, зациклившись на получении удовольствия каким-то одним способом, мы фактически игнорируем остальные части себя, своего «Я», своей души. А происходит это лишь в одном случае - если мы отвернулись от какой-то боли, проблемы внутри себя.

2. Гнев, печаль, уныние - эмоции. Аналогично и тут, только речь не о получении удовольствия, а о погружении в эмоцию, состояние, которые закрывают собой весь остальной мир. Так может случиться, если эмоции долго не уделять внимания, т.е. долго игнорировать какую-то часть самого себя.

3. Тщеславие, гордыня - превознесение себя выше других, т.е. фактически - нарушение третьей заповеди. По моему опыту, гордыней и тщеславием страдают те люди, у которых есть большие проблемы с уверенностью в себе. Поэтому в качестве компенсации им нужны «доказательства» со стороны того, что они достойны чего-то.

4. Лень - не делание того, что можешь сделать, без объективных причин. И причин этому может быть лишь 2: во-первых, трудности с определением, чего же я хочу, то есть я не слышу, не чувствую саму себя, во-вторых, неверие в себя, в свою способность реализовать свое желание.

5. Зависть - это, фактически, нарушение десятой заповеди. То есть здесь грех в обесценивании того, что у меня есть, либо неверие в способность получить то, чего я хочу. Третий вариант - это нарушение второй заповеди, когда я начинаю желать не того, что нужно мне самой, а того, что желает другой человек, т.е. делаю из него кумира и начинаю руководствоваться его ценностями.

То есть все грехи сводятся к той или иной форме игнорирования своего Я, своей души. В сочинении Евагрия Понтийского (первый христианский автор, в трудах которого точно и определённо излагается учение о главных грехах) суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. … Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, - это зависит от нас». Вот в этом определении я согласилась с понятием греха в принципе.

Previous post Next post
Up