Я сегодня прочитал о том, что у многих народов мира есть специальный обычай. Его должен выполнять отец ребёнка, когда мама ребёнка рожает.
В самом примитивном варианте обычай выглядит так:
- Мама лежит в постели и рожает.
- Как только мама родила, она должна максимально быстро подорваться с постели и побежать шуршать по хозяйству. В идеале это должно произойти за 20-40 минут.
- Папа должен быстренько одеть одежду, в которой мама рожала, и улечься в её постель.
Смысл этого действа в том, что роженица очень уязвима перед злыми духами, а вот батя намного менее уязвим. Поэтому, когда злые духи услышат, что в таком-то доме рожает женщина и примчатся туда, то они накинутся на заиньку в постели, а когда окажется, что заинька им не по зубам, то духи обломаются и убегут. Получается, что муж принял удар злых духов на себя.
Это формально так. А фактически - мама через полчаса после родов по хозяйству шуршит. Но дальше - лучше.
Более весёлый вариант, цитирую:
В более мягкой форме сходные обряды практиковались и у славян, включая русских (Баранов, 2004). Хотя обычно в крестьянском быту считалось, что «не место мужикам быть, где бабы свои дела делают», к родам это не относилось: присутствие мужа считалось желательным, а иногда и обязательным. Муж не только помогал жене, но и принимал на себя часть ее мук, стонал и кричал вместе с роженицей, не мог ни спать, ни есть, катался от боли по полу, изображая родовые муки. Один крестьянин Смоленской губернии настолько сильно стонал, бледнел и чернел как чугун, что его мать не знала, кого «рятовать» - сына или рожающую невестку. Нередко перед самыми родами мужу полагалось жаловаться на боли внизу живота и ломоту в спине: считалось, что мужнины «муки» снимают часть психологического напряжения жены. Иногда мужа обряжали в одежду и головной убор жены, что как бы сливало мужское естество с женским, требовали, чтобы он изо всех сил дул в пустую бутылку - имитировал потуги. Полагалось также мужу поить роженицу водой изо рта в рот, он садился в изголовье и держал голову жены у себя на коленях, крепко и долго целовал ее во время продолжительных схваток, обнимая сзади за плечи.
В дворянском сословии мужья доверяли всё «дохторам», предпочитая не слышать стонов жен и появляться, «когда все уже позади». Однако у крестьян такой обычай сохранялся долго.
И наконец, моё любимое:
Происходило это по-разному. В одних случаях мужчина просто изображал родовые муки, в других - по-настоящему страдал, в третьих - ему «помогали» испытать боль. Например, измученная схватками жена просит мужа передать ей валек, но, вместо того чтобы подложить его себе под спину, бьет им мужа, а на вопрос удивленного супруга, не рехнулась ли она часом, отвечает: «А тебе больно? От мени больно, хай и тоби так же будэ». Или повитуха обвязывает шелковой ниткой половые органы забравшегося на печь или на крышу мужика, а другой конец дает роженице; при каждой схватке та дергает за нитку и по этому импровизированному телеграфу ее боль передается супругу. Описан случай, когда роженица засунула в задницу уснувшего мужа колючего ерша, так что пришедшей бабке пришлось избавлять от боли их обоих.
Конец цитаты.
Цитаты приведены по тексту книги «Мужчина в меняющемся мире». Автор - Игорь Кон.