ОПЫТ ПЕРЕВОДА ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА В ДРУГОЙ САД

Oct 20, 2015 15:48


ИЛИ О ТОМ, КАК Я ПОБЫЛА ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЕЙ В ДЕТСАДУ И КАК ЭТО ЗАКОНЧИЛОСЬ ПЕРЕХОДОМ СЫНА В ДРУГОЙ ДЕТСАД.  Опыт мамы высокочувствительного мальчика.

Год назад, переехав из одной страны в другую, мы столкнулись с проблемой найти подходящее дошкольное заведение для 5-летнего высокочувствительного сына. Саше нужно было больше времени, чтобы привыкнуть к новому городу, к новому месту, языку, культуре...Как я не искала более спокойный детсад, с меньшим количеством деток в группе, но на тот момент мне не удалось сделать то, что хотелось. С большим трудом нашлось одно место в государственном саду. Сын шел в сад на 2-3 часа, с большой неохотой, каждый день принося истории о том, как кто-то на детей истошно кричит, как дети дерутся, а преподаватель ничего по этому поводу не делает, как сын пытался подружиться с другим ребенком, но «законы детских джунглей» не привечают дружбу 1-на-1 и душевность, потому что детские отношения уязвимы, как сына били девочки, а он встречался с таким стыдом, что не передать словами, говоря, что не может ответить тем же...С какой же дикой тщетностью и беспомощностью столкнулся высокочувствительный мальчик- я даже не могу передать...С 12 часов, после того, как забира а сына из сада, и до вечера я как могла «перекрывала» разлуку ребенка с семьей на эти 2-3 часа, сын плакал и горевал, что друзья не появляются, вместе мы пытались обратить внимание администрации детсада на случаи буллинга, детской агрессии, выражавшейся достаточно жестоко...Так мы «протянули» один учебный год.


Лето прошло чудесно, в родном городе, сердце сына оттаяло, вернулись мы на новое место с некоторыми надеждами, правда, тщетными. Сына вдруг перевели в старшую группу, аргументируя это защитой от мальчика-булли, с которым-де никто не в силах справиться (а на самом деле все закрывали глаза на вопиющие случаи ударов и унижения других детей этим ребенком). В новой группе сын продержался 3 недели, столкнувшись с двумя мальчиками-изощренными булли, и с девочкой, которая наотмашь била всех, кто попадался ей под руку. Для меня было очевидно: дети в этих детсадовских группах стали старше, а месте с ними- и их защиты стали мощнее и изощреннее. Настроение моего сына было подавленное, временами он ощущал безысходность, беспомощность, бессилие, его самооценка нещадно упала- мои усилия «перекрывать» разделение, поддерживать его, завязывать контакты с уже новыми детьми, поддерживать сына в его столкновении с тщетностью - давало едва ли какие-то результаты. Мы зашли в тупик. Как мама, которая также относится к высокочувствительным людям, я чувствовала, что это топтание на месте не решает проблему и только наносит еще больший вред самооценке сына. И вправду: его вопрос «мама, ну как же я в ответ могу ударить девочку? Я не могу!!!! Но она меня бьет, а учительница говорит, чтобы мы разбирались сами...». Это уже не тщетность, это тупик...Хуже того, я всем телом ощущала и свою беспомощность и...бездеятельность..Да, именно бездеятельнсть. Не сразу было очевидно, что оставаться в этом детсаду- это тупик и путь к неврозу и еще большим защитам сына от чудовищной уязвимости перед миром детей и взрослых...

Я отчаянно искала выход- другой госсад? Обошла 5 штук в округе, ситуация аналогичная...частные сады? Увы- в этой стране это скорее место, где дети ждут распределения в госсад, а в группах одновременно есть дети и 3х, и 5-ти лет, а количество детей тоже больше...частная школа на иностранном языке (английский)? Это отпало- ведь язык разделит нас с сыном, в семье мы говорим по-русски...вальдорфский детсад? Да, это мечта оказалась недосягаема- 3 сада в нашем городе ведут занятия на местном языке, выучить который требуется долгое время и опять-таки разделение с сыном по языковому принципу... Я знала одно точно: нам нужно срочно уходить из этого детсада. Только вот КУДА? Помогло два события.

Когда я уже решила, что сына нужна забирать из этого детсада, меня пригласили утром рассказать детям в группе сына о моей профессии. Я согласилась, решив лично и воочию посмотреть и почувствовать обстановку. То, что я увидела и услышала- превысило мои самые худшие ожидания. Мы с сыном приготовили игру в магазин, чтобы рассказать деткам, как работают деньги. С самого начала крики воспитательницы, одергивания детей, постоянные к ним претензии, вербальное унижение, и все это поверх огромного количества стимуляции в виде большого количества детей, звуков, криков, музыки, движения, хаоса...А огромное количество стимуляции чувств для ВЧ-ребенка это как раз и есть путь и к повышенной нервозности, к повышению уровня гормона кортизола, и к неспособности пока еще незрелого мозга «переварить» такое количество информации, и к зашкаливающей эмоциональности, и к подмечанию слишком большого количества деталей. Кроме того, о вреде крика на высоких децибелах и говорить нечего: все исследования показывают, что они доводят детей до исступления (особенно мальчиков). О доброте в голосе и вообще о доброте к детям в том день я вспоминала каждую секунду: дети отчаянно тянулись к воспитателям и получали «отлуп», отвержение...Мне было жаль каждого ребенка, но я-то играла в «учителя» с ними всего лишь полдня, а другие- учителя каждый день вот так, без надежды у детей на потепление в голосе и в отношениях...Мы обнимались с детьми, играли в догонялки, делали кошелечки из бумаги и клали туда бумажные денежки, мой сын начал плакать, умоляя меня ходить с ним в сад каждый день...Что я могу сказать, я поняла, что завтра мы уйдем из этого сада. Но вместе с этим этот день оказался чудным подарком для меня, несмотря на мое «просветление» по поводу невозможности для сына здесь оставаться. Тогда (как и раньше) я убедилась в простой истине: это дети помогают нам, а не мы детям. Дети, согретые добротой взрослых, вниманием, отдают эту любовь и доброту сторицей. В тот день я получила ценнейшие дары: 3 щипка за мягкое место (да-да, это был знак дружбы, не иначе), штук 50 обниманий, 2 букета из осенних травок, дружеские прикосновения и похлопывания и многочисленные просьбы остаться в группе «насовсем». Одна девочка, когда я уходила, долго стояла прижавшись ко мне.

Вечер для меня был полон ясности и ответственности: я сама в ответе за то, чтобы увести своего ребенка от того, что его ранит, ранит бесцельно, глубоко и безвозвратно. От того, что я никогда не буду в силах «перекрыть», компенсировать, как бы я ни хотела. На следующий день я написала заявление об уходе, чем вызвала изумленные взгляды. Да, многие не готовы к переменам, но не видеть то, что происходит вокруг- это была бы слишком большая цена для меня и моего сына. Но это все еще половина истории- о том, как мы ушли...А вот куда мы пришли- это вторая часть истории.

Я упоминала свои попытки выйти на вальдорфское сообщество в нашем городе и найти для сына воможность учиться в таком детсаду. Русскоязычный детсад по такой системе только в стадии образования, собралась инициативная группа. Общаясь с родителями, входящими в эту группу, я узнала о других частных садах/школах в нашем городе. Одна мама рассказала о частном саду и школе с индивидуальным и доброжелательным подходом к детям, там действительно оказались маленькие детсадгруппы (6-8 человек). Общение с руководством меня приятно удивило, хотя когда я вскользь упомянула, что мой сын относится к высокочувствительным детям, то понимания, что это за характеристика, не увидела. Сотрудники детсада не знали, что высокая чувствительность это не отклонение, а особенность тонконастроенной нервной системы. Я объяснила, что ребенок здоров, что его мозг обрабатывает информацию глубоко, что он относится к интровертам, а также что информацию воспринимает визуально («зритель», или визуал), а также относится к деятелям (это 2 из трех видов модальности. 3-им видом является «слушаетль» или аудиал). Завуч школы\сада протестировала знания сына, крайне удивилась его внимательности и способности замечать мельчайшие детали (а это как раз одна из 4х характеристик ВЧ-людей , один из параметров «DOES» согласно исследованиям Элейн Эйрон). К слову сказать, сын, увидев в коридоре на стене огромный постер с фотографиями учеников и администрации школы, увидев эту женщину-завуча впервые в жизни, безошибочно нашел ее маленькое фото на этом постере и отметил, что раньше у нее была длинная прическа. Завуч замолчала, посмотрела на меня, а потом заулыбалась- «мое фото никто не раньше не замечал на этом постере, ну а про прическу - такое никто не замечал»J Ну вот, учитывая, что характеристика высокой чувствительности является абсолютно нейтральной, в определенных ситуациях она придает иногда даже шуточный окрас ситуацииJ

Сегодня мы впервые пошли в новый сад, я подписала документы. С утра сын попросил меня немного побыть с ним в группе, я не только побыла, но и активно играла с ними, мы познакомились с думя другими детками, поиграли вместе в настольные игры, установили хороший контакт с новым преподавателем. Сын вышел потом из группы и сказал, что эму этот сад нравится и он хотел бы ходить сюда и дальше. Что мне еще нужно как родителю? Я рада, что ребенок рад, что у него есть внутренний интерес ходить в новое место. Я понимаю, что мы можем откатиться назад- временно- в своем энтузиазме, но как родитель я нашла в себе силы сделать шаг навстречу ребенку и его спокойствию, и найти другое сообщество для сына. Критериями при выборе нового сада не были ни крутое имя, ни модная форма, ни рейтинг, ни престижность- лишь доброжелательная обстановка, небольшое количество детей в группах, доступ к самостной игре и возможность таких занятий, разнообразные занятия в школе, к которой относится сад (кружки и группы интересов вроде музыкального ансамбля и кружка робототехники). Это раньше, как отмечает Людмила Петрановская, образование служило социальным лифтом...Сегодня же для меня очень важно поддерживать связь и отношения с ребенком, чтобы остальные его годы не были перечеркнуты родительским перфекционизмом и требованием к ребенку выполнить мечты и амбиции родителя.

Воспитание мальчиков, Мое становление, Статьи и размышления, родители и дети

Previous post Next post
Up