Дисклеймер: сумбурно и плохо сформулировано и полно внутренних противоречий. Не судите строго ни за форму, ни за содержание.
Несколько месяцев назад на одной встрече "молодых-русских-левых" один мой знакомый сказал, что в последние годы все только и делают, что обсессивно копаются в своей самоидентификации. С тех пор мне кажется, что копаться в своей идентификации ужасно пассе. Но, видимо, придется.
В последние, опять же, месяцы, я почти перестала писать в ЖЖ. У меня и раньше были такие периоды, и, к тому же, это можно объяснить общим спадом ЖЖ и экспансией Фейсбука, в котором я как раз пишу (или спамлю) довольно активно. Но, думаю, этим дело не исчерпывается. Есть еще один фактор (бытие определяет сознание и все такое): с тех пор как я (по-прежнему не исключаю, что временно) ушла из русскоязычной журналистики и начала работать в израильском NGO, у меня изменилась референтная группа. Это, естественно, не значит, что "старая" референтная группа - то есть, грубо говоря, некая подборка моих френдов в ЖЖ (состоящая из оффлайновых русских друзей, небольшого числа московских родственников и знакомых, бывших коллег по журналистскому цеху и всяких израильских русских знакомых) - перестала быть для меня актуальной. Но акценты сместились.
Сместились они в числе прочего в сторону моих нынешних коллег (среди которых я зачастую чувствую себя достаточно чужой), в сторону "молодой шпаны, столкнувшей нас с лица земли" - а именно группы людей, на несколько лет младше меня, приехавших, соответственно, в Израиль, как правило, в чуть более юном возраста (2-8 лет) и значительно более "встроенных" в израильскую, а иногда и транснациональную действительность, чем я (яркий пример этой молодой поросли - Дими Рейдер), вообще в сторону израильской лево-либеральной тусовки. Подчеркну, я по-прежнему не чувствую себя ее частью. Но зачастую чувствую, что мне сейчас важнее что-то донести до них, чем до "своих" (не то чтобы я этим активно или вообще как-либо занималась в Фейсбуке, но чувство имеется).
Сосредоточиться на этих нехитрых, но субъективно для меня, видимо, важных мыслях и таки написать пост меня заставили
рисунки Зои Черкасской, ФБ-буча, возникшая вокруг них, и встреча, организованная русскими и восточными женщинами по следам этой бучи. На этой встрече было крайне интересно и во многих смыслах приятно (хотя я сделала ход на грани фола, сказав, что, как мне кажется, за стереотипами часто стоят факты и что в данном случае культурная встреча между русскими женщинами и восточными мужчинами - по ряду причин - действительно была сопряжена с несколько фривольными сексуальными поведением со стороны последних (на самом деле я все это сформулировала гораздо хуже и, в основном, краснела и мычала)).
Но главное не это, а то, что эта встреча (а также разные другие встречи и мысли последнего времени) привели меня к двум выводам. Опять же, нехитрым, но субъективно важным:
1) 20 с лишним лет спустя русские в лице "полуторного" поколения (в данном случае это талантливо делает Черкасская) начинают выметать сор из избы и это прекрасно. Благодаря Зое и ей подобным годами аккумулируемая злоба, униженность, оскорбленность, ненависть, обида, зависть, снисхождение, ксенофобия и пр. начинают выходить на поверхность - но не в виде сухих статистических (и потому, разумеется, лживых) отчетов какого-нибудь Института демократии, объясняющего всем, почему русские фошисты, а самоиронично и, простите, "по-настоящему".
2)Второй вывод относится непосредственно к некоторым из тех чувств, которые перечислены в пункте первом. На вчерашней встрече я в очередной раз поняла, что не готова отказаться от чувства собственного, скажем, превосходства над пресловутыми "марокканцами" и совершенно не жажду единения с ними. Написала - и ужаснулась.
Я не говорю о восточной элите, с яркими представителями которой мне довелось общаться в последнее время. Но, к примеру, когда мне некая очень симпатичная, умная и искренняя восточная женщина говорит, мол, нас ужасно раздражало, что вы, русские, закрываетесь своими книгами, сидя в автобусе, тем самым как бы демонстрируя нам свое превосходство, а я ей отвечаю, что, мол, тут дело, скорее всего, все же не в желании продемонстрировать превосходство, а просто в многолетней привычке читать в общественном транспорте, то мне хочется при этом добавить: знаешь что, превосходство таки имеет место быть и сам факт "вашего" раздражения доказывает его наличие. И когда мне предлагается провести знак равенства между тем, что пережили (и продолжают переживать) здесь эмигранты из стран Северной Африки и Ближнего Востока, и тем, что пережили и переживают "русские" - у меня это вызывает протест. Нет никаких сомнений в том, что уровень "их" унижения и страдания ничуть не ниже "нашего". Но при этом я не хочу, чтобы во имя, скажем, ненависти к пресловутому ашкеназскому истеблишменту стирались культурные различия и да, иерархия. Я "русская душою", я люблю людей, читающих в транспорте, а также Достоевского и Томаса Манна, мне не нравится (за редким исключением) восточная музыка и я искренне считаю, что патриархальное общество и культура, основанная, главным образом, на религиозных традициях, уступает западной секулярной либеральной цивилизации. С теми, кто более-менее разделяет эти ценности (ну, восточная музыка не в счет) я готова брататься. С остальными - не очень.
Я абсолютно не уверена, что по-настоящему хочу выйти из "русского гетто". Скорее, я мечтала бы о том, чтобы это гетто (точнее, избранные его представители) завоевало израильский Олимп.
Заколдованный круг замыкается. 2-й вывод во многом противоречит тому, с чего я начала пост (смена референтной группы и пр.). К тому же, выясняется, что я первосортная расистка. Мне это ужасно неприятно.
-------------------------
PS Я написала этот пост "по горячим следам" - на следующий день после эпохальной встречи русских и восточных, но не решилась его публиковать, в том числе и потому, что мне не понравился этот автопортрет - действительно получилась такая плакатная русская снобка, чей снобизм непонятно на чем и основан, кроме некоего аморфного "культурного багажа", который ко мне имеет очень опосредованное отношение. Тем не менее публикую, потому что а)интересно узнать ваше мнение (все-таки эта референтная группа остается важной), а во-вторых, чтобы выговориться.