«ПОМОЩЬ»
12-13 декабря - 19-20 декабря 2009 года
С 10.00 до 19.00
Харьков
Елена Петровна КострубПсихолог
мастер NLP
бизнес-консультант
тренер
Может пройти достаточно большая часть жизни, прежде, чем мы обнаружим, что тратим ее на решение проблем других людей, помогая им достичь того, что они хотят в своей жизни. А наша собственная жизнь остается без должного внимания, наши собственные желания и устремления мы все еще откладываем на потом. Конечно, помогать другим - дело хорошее. Оно настолько благородное, что может заменить собой смысл нашей жизни. Мы думаем о других людях, мы разговариваем о других, переживаем эмоции и даже чувства за других людей - живем жизнь других людей. А они вместо благодарности испытывают по отношению к нам раздражение в лучшем случае. А то, ради чего мы когда-то начали делать это, всё еще не наступает. Вступая в отношения помощи принудительно или добровольно, мы подвергаемся очень сильным воздействиям, которые могут носить разрушительный для нашего развития характер. Если Вам это перестало нравиться - то пришла пора осмыслить заново свою жизнь, отделить помощь как отдельный и очень специфичный тип отношений, найти его место в своей большой жизни.
Работа группы направлена на:
1. Выделение и разработку собственной, уникальной для каждого участника, концепции помощи.
Это включает в себя понимание и способность реализовать в ходе жизни следующие вопросы:
- Каковы смысл и место отношений помощи в Вашей жизни? Как соотносятся они с Вашим предназначением? Какое значение имеют они для Вашего развития?
Помощь не может быть единственной и основной деятельностью в жизни человека, быть всем содержанием жизни, так как тогда она теряет свою сущность. Но если в Вашей жизни отношения помощи занимают много пространства и времени, поглощают множество Ваших усилий, то, возможно в этом есть свой смысл. Почему-то это дано. Возможно, осмысление этих отношений на другом, экзистенциальном уровне входит в Ваше предназначение. Работа над созданием концепции помощи даст возможность Вам понять место и смысл помощи в Вашей жизни, ее значение для Вашего развития.
- Кому и какая конкретно помощь необходима? Кто нуждается в помощи? Что именно реализовываете Вы, когда ее оказываете?
Как правило, человек, помогающий другим людям, в ущерб своим интересам, сам нуждается в помощи. И поэтому, именно к такой ситуации помощи, как у себя, он наиболее чувствителен. Часто осуществляя действия помощи, он исходит из своей ситуации развития. Однако же, эти действия не помогают ни «клиенту» (так как содержание действий «как для себя»), ни самому помощнику (так как адресат другой). Понимание того, кому и какая конкретно помощь нужна, позволяет реализоваться каждому участнику этих отношений.
- Как создать особое пространство помощи? Такое, в котором каждый осуществляет свою уникальность, в котором возможны настоящие творческие решения задач жизни в контексте развития. Каковы пределы вмешательства в жизнь другого человека? В Божественное Провидение?
Интерпретация в нашей культуре отношений помощи как отношений «сильный - слабый», приводит к обесцениванию уникальности каждого, к неравенству, где один узурпирует права второго на самоопределение в жизни. А в худших своих образцах - претендует на роль Бога, внедряя свои (или позаимствованные у других) модели «правильной» жизни. Придерживаясь идеологии уникальности каждой человеческой жизни, мы можем создавать особое пространство помощи, определять границы и возможности жизни каждого и признавать его право на собственную жизнь.
2. Освоение правил «техники безопасности» в отношениях помощи (особенно для помогающих профессий):
- Предупреждение феноменов «утраты сути помощи», «бесчувствия» и «сгорания». Освоение «третьей позиции восприятия», как базового процесса для оказания эффективной помощи. Воссоздание и поддержка своего, независимого от проблем других людей, содержания жизни.
Без достаточно развитой третьей позиции, помощь может быть осуществлена одним из двух способов. Первый - помощь путем насаждения своей «правильной» модели жизни,- ведет к отъёму у человека права распоряжаться своей жизнью. Это выхолащивает суть деятельности помощи, ухудшает ее результативность и ведет к ощущению пустоты и ненужности у профессионала. Этот феномен встречается обычно у тех, кто стремится технологизировать свою работу, то есть обезличить. Суть же помощи проявляется в ее максимальной индивидуализации и ситуативности. Выполняя свое дело таким образом, человек не может чувствовать своего клиента, да и себя тоже.
Второй способ предполагает максимальную включенность, «сопереживание» клиенту, что решает проблему индивидуализации, но создает проблему действий. В такой позиции невозможно помочь человеку ничем другим, кроме как посочувствовать ему. Работая так, профессионал каждую проблему решает как свою, «сгорая» эмоционально и душевно. Такой вид помощи отбирает право на свою жизнь у помогающего.
Освоение «третьей позиции» и процесса перехода между позициями, человек обретает возможность строить свое собственное содержание жизни. Так, что помощь, как вид отношений, занимает свое место среди других разнообразных типов отношений, - и тогда только помощь и становится возможной.
- Переход от идеологии поддержания раскола своего «Я» и «Я» «клиента» к возвращению целостности «Я». Реализация человеческой природы.
Оказывая помощь в идеологии борьбы, «переделки», «избавления» от неустраивающих частей личности, профессионал поддерживает раскол своего «Я» и «Я» клиента на сильную и слабую (или «плохую» и «хорошую») части. Это только закрепляет проблему, превращает процесс помощи в насилие, останавливая развитие человека. Возвращение целостности «Я» предполагает комплементарное сотрудничество в особом пространстве работы, в котором реализуются обе стороны процесса.
- Поиск своих границ вмешательства в жизнь другого человека. Избегание феномена непосильной ответственности и феномена безответственности за вмешательство. Установление баланса ответственности.
Сильное вмешательство в жизнь другого человека, так же, как и безответственные процедуры или советы одинаково разрушительны по отношению к рабочему альянсу. Это приводит к усугублению проблемы обоих и к установлению компенсаторных отношений, одинаково болезненных для обоих сторон. Когда помогающий в процессе помощи находится в своей жизни, «в себе», действует, исходя из своей концепции помощи, то легко установить баланс ответственности, при котором каждый отвечает за свою жизнь. А помогающий - еще и за результаты помощи.
3. Профилактика и преодоление созависимости (и травм развития, связанных с гиперответственностью):
Люди, имеющие травмы развития, или имеющие созависимость, определяют свою ценность и вообще могут чувствовать себя только через другого человека. А смысл их жизни задается болезнью, недостатками или слабостью других. Переживая жизнь за другого, наполняя свою жизнь решением чужих проблем, такой человек не проживает свою жизнь и не дает другому проживать свою, сталкиваясь со своими проблемами. Пространство жизни и у созависимых и у их подопечных сужено, как если бы они были двумя половинками одного человека, по отдельности неполноценными. Их жизнь строится и структурируется вокруг проблемы, борьба с которой постепенно и становится смыслом жизни, вытесняя другие интересы. Если вдруг она будет решена, то жить станет незачем.
Поэтому, само пространство группы и процессы, в ней проходящие устроены таким образом, чтобы способствовать:
- - Восстановлению своей самоценности, независимо от полезности для других.
- - Возвращению к себе, восстановлению приоритета своих интересов, воссозданию разнообразия своей жизни.
- - Внесению своего смысла в свою жизнью. Созданию собственного будущего.
Для кого:
- - для профессионалов (психологи, педагоги, социальные работники, управленцы, HR, тренера, врачи и т.п)
- - для любителей помагать
- - для тех, кто в силу обстоятельств втянут в помощь (уход за больными; друзья, дети, жены, матери зависимых и безработных и т.п.).
- Контакты:
Лиза Волкова
067-9190492
http://lizaraduga.livejournal.com http://vkontakte.ru/id7823936?89797аська - 435280249
скайп - lizaraduga
http://twitter.com/lizaraduga