Продолжение…
Святитель Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх всея Грузии
В миру Цинцадзе Каллистрат Михайлович, родился 12 апреля 1866 года в семье священника в маленьком селе Тобаниери в Имеретии.
Учился в Кутаисском духовном училище, а затем в Тифлисской духовной семинарии, откуда выпустился в 1888 году. После этого поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1892 году со званием кандидата богословия.
В 1893 году был рукоположен в сан священника к Дидубийской церкви Тифлиса (ныне Тбилиси).
В 1903 году переведен в Тифлисскую Квашветскую церковь.
В 1909 году возведен в сан протоиерея.
В течение 32 лет проходил служение в разных храмах Тифлиса, занимал следующие должности: был законоучителем Дворянской гимназии, мужской гимназии имени Левандовского, 1-й мужской гимназии и был членом правления Тифлисской духовной семинарии. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной: в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена учёных обществ. Отец Каллистрат был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви.
Овдовел.
В 1925 году без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Ниноцминдского и 11 ноября того же года возведен в сан митрополита.
12 января 1927 года был отстранён от управления епархией. В том же году возглавил Манглисскую епархию.
Предстоятель Грузинской Православной Церкви
21 июня 1932 года на VI Соборе Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским.
Стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и монастырей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался облегчения налогового гнёта на Церковь. Он не раз обращал внимание советских властей на нарушения закона "О свободе совести". Так, в письме на имя руководителя большевистской организации Грузии К. Чарквиани он отмечал, что:
"если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения... пока из советской конституции не изъята статья 124".
Благодаря совместным действиям католикоса-патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Особой заботой католикос-патриарха было признание автокефалии Грузинской Церкви поместными Православными Церквами.
Во время Второй Мировой войны советское правительство смягчило свою религиозную политику и католикосу-патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По его личному ходатайству за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 храма. Грузинская Церковь начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что католикос-патриарх неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина. Их связывала совместная учеба в Тифлисской духовной семинарии.
Уже 7 ноября 1942 года газеты опубликовали юбилейное приветствие Сталину под которым подписались как католикос-патриарх, так и местоблюститель Московского патриаршего престола Сергий. Избрание митрополита Сергия патриархом дало повод католикосу прислать поздравительную телеграмму 14 сентября 1943 года с выражением надежды на упорядочение отношений между Церквами. Восстановление общения последовало 31 октября того же года, ознаменовавшись сослужением католикоса-патриарха с архиепископом Ставропольским Антонием (Романовским) в кафедральном Сионском соборе Тбилиси.
28 марта 1945 года возглавил Церковный Собор Грузинской Православной Церкви, который принял новое "Положение об управлении Грузинской Православной Церковью".
С 1945 года - участник ряда церковных собраний в СССР, включая Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января-2 февраля 1945 года, Совещание глав поместных Православных Церквей в Москве 1948 года, трёхстороннюю встречу в Тбилиси 5 августа 1950 года с патриархом Московским и всея Руси Алексием и армянским католикосом Геворгом VI, собрание предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей 23 июля 1951 года в Троице-Сергиевой Лавре.
Католикос Каллистрат был видным историком и источниковедом Грузинской Церкви, исследователем наследия Шота Руставели и грузинской христианской литературы. Ему принадлежит ряд важных научных статей и монографий. Доктор богословия.
Скончался 3 февраля 1952 года в Тбилиси. На его погребении в Тбилисском Сионском соборе присутствовала делегация Русской Православной Церкви.
Причислен к лику святых на заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви 22 декабря 2016 года.
Оценки, воспоминания
Однажды патриарх Каллистрат долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: "Ты архиепископ, а я патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу патриарха".
Существует неподтвержденное иными источниками свидетельство дочери Сталина, С. И. Аллилуевой, о встрече католикоса с вождём СССР:
"Католикос рассказал мне историю, о которой я ничего до тех пор не знала. Во время второй мировой войны Сталина посетила делегация церкви Грузии во главе с тогдашним католикосом Каллистратом. Церковь молилась за победу и беспрестанно собирала средства на оборону. Они не знали, что правительство решило восстановить некоторые права церкви, вновь открыть многие храмы, вызвать из ссылки многих священников, открыть семинарии: это нужно было для победы, для поднятия духа простых солдат. Ничего не подозревая о таких обширных планах, делегация опасалась наихудшего. Каково же было их удивление, когда Сталин встретил их чуть ли не с распростертыми объятиями, угощал и задавал вопросы вроде: „Скажите, что нужно церкви? Мы всё дадим. Каллистрат возвратился в Грузию потрясенный виденным, потому что он был уверен, что видел перед собой почти что раскаяние, во всяком случае - виноватость. Он рассказывал эту историю много раз в кругах духовенства... Каллистрату показалось, что он видел перед собою тогда человека, мучимого совестью".
Архимандрит Антоний (Гулиашвили) вспоминал о нём:
"Мне было лет двенадцать, когда он умер. Он был очень старенький и очень добрый... Когда он скончался, Сталин прислал огромный венок. Святейший был очень-очень милостивым. Помню, как-то в алтаре батюшка детей поругал, а патриарх Каллистрат подозвал их к себе и сказал: "У нас в деревне так учили: если медведь на тебя зарычит, назови его дедушкой, и все будет хорошо, а если медведь зарычит на тебя и ты схватишь палку, медведь и палку поломает, и тебя покусает"... Его племянница вспоминает, как им во время войны привезли мешок муки, а расплатиться нечем. Она попросила деньги у Святейшего. Он был возмущён: "Какой мешок муки? Люди голодают, а патриарх мешками муку закупает?" И распорядился этот мешок раздать людям... Одну историю рассказал мне патриарх Ефрем. Когда он был митрополитом Кутаисским и Гаенатским, однажды приехал к Святейшему в гости. Надо сказать, жил патриарх Каллистрат очень скромно. Заходит владыка в комнату Святейшего, а тот чихает. И вместо того чтобы произнести: "Будьте здоровы", владыка Ефрем сказал фразу, которая переводится с грузинского как "Желаю милости огня". Получилось почти проклятие. И владыка бросился на колени, дополз до патриарха: «Ваше Святейшество, простите, не знаю, что со мной случилось». Тот переждал немного, дал ему успокоиться, погладил по голове и говорит: "Ну, Ефрем, если бы мы были неверующие, мы бы подумали, что ты хотел мне плохого, но мы же верующие, мы же знаем, что каждое доброе дело преследуется диаволом. Вот он и захотел нас с тобой поссорить. Но мы же не можем из-за этого ссориться!"... Они были большими друзьями с патриархом Алексием (Симанским)".
Сочинения
• Автокефалия Грузинской Церкви (Исторический очерк IV-XI вв.). Тифлис, 1905
• Историческая справка по вопросу об автокефальности Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову. Тифлис, 1906.
• Телеграмма святейшего Каллистрата, католикоса-патриарха всея Грузии // «Журнал Московской Патриархии», № 1, 1950
Награды
• награды Российской империи до ордена Анны 2-й степени включительно
• почётный член Московской духовной академии (1949)
(по материалам:
https://drevo-info.ru/articles/16610.html)
Преподобная Елена Дечанская (серб. Jелена Дечанска)
По преданию, она была сестрой короля Стефана Дечанского, но источники XIV - первой половины XVIII века ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, которая изображена на фресках дечанского собора. Впервые Елена Дечанская названа сестрой короля в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником многих легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении монастыря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 году в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Священной лиги отряд Татархана в 1692 году осадил монастырь, по словам летописца, "была погибель роду сербскому и народу православному". Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Елены Дечанских и убил осквернителей храма.
Почитание св. Елены сложилось в монастыре Дечаны, где в настоящее время находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся ее мощи. На саркофаге сохранились следы вскрытия, однако сведения об освидетельствовании мощей и их местонахождении отсутствуют. Судя по упоминаниям о поклонении мощам прп. Елены Дечанской сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 году и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 году, ее почитание возникло во 2-й четверти XVIII в. Английские путешественники 1860-х годов свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы прп. Елены Дечанской.
(Мощи прп. Елены Дечанской)
В начале XIX века в Дечанах было изготовлено три ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на которых были изображены св. Стефан Дечанский и Елена Дечанская, именуемая «святой царицей». В середине - конце XIX века Елена Дечанская неоднократно изображалась вместе со Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского монастыря, в XIX веке ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.