во что верит нарративный практик

Apr 08, 2013 17:57

(документ, созданный на одном из очных семинаров в 2010 году)

Во что верит нарративный практик
  1.   Невозможно выразить переживание «объективной реальности» вне той или иной символической или языковой системы.
  2.    Символические и языковые системы являются продуктом культурно-исторического контекста, и это определяет специфику складывающихся выражений опыта.
  3.    Существует множество описаний мира.
  4.    Ни одно из них не может претендовать на универсальную истинность.
  5.    У каждого из описаний есть определенные последствия.
  6.    Человек имеет право выбирать из этих описаний то, которое ему больше по душе.
  7.    Некоторые достаточно распространённые самовоспроизводящиеся описания (дискурсы) выдвигают к жизни человека различные требования, предписания и запреты.
  8.    Различные дискурсы конкурируют за человека, чтобы самовоспроизводиться.
  9.    Дискурсы в основном человеком не осознаются, но он может занять такую позицию, в которой они станут для него видимыми, и тогда он получит возможность определять свою позицию по отношению к ним и совершать выбор.
  10.    Нарративный практик создает средства для того, чтобы давать человеку возможность занимать такую позицию.
  11.    Разнообразие обогащает мир; различия достойны того, чтобы их праздновать.
  12.    Объединяясь с единомышленниками, человек имеет возможность воплощать предпочитаемое видение мира.
  13.    Описание перформативно; акт создания описания и его трансляция меняет мир.
  14.    Описание обретает реальность, когда оно реализуется в поступке и оказывается засвидетельствованным и признанным некоторой аудиторией.
  15.    Истории - основной человеческий способ осмысления событий.
  16.    Истории создаются в соавторстве.
  17.    Человек имеет право быть первичным автором своих историй.
  18.    Человек способен оказывать влияние на собственную жизнь.
  19.    Человек имеет право защищать свое право первичного авторства.
  20.    Нарративный практик выступает на стороне этого права.
  21.    Притеснение, маргинализация и насилие являются формами нарушения права человека на первичное авторство своих историй.
  22.    Нарративный практик выступает против притеснения, маргинализации и насилия.
  23.    Минимальной социальной единицей рассмотрения в нарративном подходе является сообщество, а не отдельный человек.
  24.    Человек никогда не является пассивным реципиентом травмы или насилия, он всегда что-то делает в ответ, как-то пытается противодействовать происходящему, стремится уберечь нечто ценное для себя и минимизировать причиняемый ему вред.
  25.    В любой ситуации притеснения, маргинализации, насилия есть встречное движение освобождения, обретения голоса, противодействия и протеста.
  26.    Человек никогда не фиксирован, не статичен, он постоянно становится иным по сравнению с тем, каким был только что.
  27.    Нарративный практик отказывается принимать приглашения к патологизации кого-либо.
  28.    Нарративный практик занимает децентрированную и влиятельную позицию; он проявляет прохладную вовлеченность; он ответствен в первую очередь перед клиентом.
  29.    Нарративный практик обязан осознавать не только то, что он делает, но и то, что делает то, что он делает.
  30.    Нарративный практик убежден, что проблемы существуют не «внутри» людей, а отдельно.
  31.    Из этого следует, что и решать их нужно не на индивидуальном уровне.
  32.    Терапия - это политический акт с маленькой буквы «п», терапевт не может быть нейтральным, он либо на стороне тех, кому выгодно сохранение текущего социального порядка, либо на стороне тех, кто нуждается в изменении этого социального порядка.
  33.    В жизни человека много историй, и ни одна из них не охватывает его опыт целиком. Даже все они не охватывают его опыт целиком.
  34.    Нарративный практик, как и любой другой человек, подвержен влиянию множества дискурсов; его ответственность в том, чтобы научиться осознавать это влияние и его последствия. (Это принцип «личного политического» или «личного профессионального»).
  35.    Нарративный практик считает, что поступки человека исходят не из каких-то внутренних качеств и свойств его личности, а складываются под влиянием различных интенциональных категорий идентичности (смыслов, ценностей, мечтаний, надежд и пр.).
  36.    Нарративный практик верит, что содержание «внутреннего мира» человека ему не врождено, а усваивается во взаимодействии с другими людьми и иными существами. («Увидев черепаху на дереве, знай - она не сама туда влезла»).
  37.    Нарративный практик верит, что цели терапии не оправдывают ретравматизацию.

narrative

Previous post Next post
Up