(документ, созданный на одном из очных семинаров в 2010 году)
Во что верит нарративный практик
- Невозможно выразить переживание «объективной реальности» вне той или иной символической или языковой системы.
- Символические и языковые системы являются продуктом культурно-исторического контекста, и это определяет специфику складывающихся выражений опыта.
- Существует множество описаний мира.
- Ни одно из них не может претендовать на универсальную истинность.
- У каждого из описаний есть определенные последствия.
- Человек имеет право выбирать из этих описаний то, которое ему больше по душе.
- Некоторые достаточно распространённые самовоспроизводящиеся описания (дискурсы) выдвигают к жизни человека различные требования, предписания и запреты.
- Различные дискурсы конкурируют за человека, чтобы самовоспроизводиться.
- Дискурсы в основном человеком не осознаются, но он может занять такую позицию, в которой они станут для него видимыми, и тогда он получит возможность определять свою позицию по отношению к ним и совершать выбор.
- Нарративный практик создает средства для того, чтобы давать человеку возможность занимать такую позицию.
- Разнообразие обогащает мир; различия достойны того, чтобы их праздновать.
- Объединяясь с единомышленниками, человек имеет возможность воплощать предпочитаемое видение мира.
- Описание перформативно; акт создания описания и его трансляция меняет мир.
- Описание обретает реальность, когда оно реализуется в поступке и оказывается засвидетельствованным и признанным некоторой аудиторией.
- Истории - основной человеческий способ осмысления событий.
- Истории создаются в соавторстве.
- Человек имеет право быть первичным автором своих историй.
- Человек способен оказывать влияние на собственную жизнь.
- Человек имеет право защищать свое право первичного авторства.
- Нарративный практик выступает на стороне этого права.
- Притеснение, маргинализация и насилие являются формами нарушения права человека на первичное авторство своих историй.
- Нарративный практик выступает против притеснения, маргинализации и насилия.
- Минимальной социальной единицей рассмотрения в нарративном подходе является сообщество, а не отдельный человек.
- Человек никогда не является пассивным реципиентом травмы или насилия, он всегда что-то делает в ответ, как-то пытается противодействовать происходящему, стремится уберечь нечто ценное для себя и минимизировать причиняемый ему вред.
- В любой ситуации притеснения, маргинализации, насилия есть встречное движение освобождения, обретения голоса, противодействия и протеста.
- Человек никогда не фиксирован, не статичен, он постоянно становится иным по сравнению с тем, каким был только что.
- Нарративный практик отказывается принимать приглашения к патологизации кого-либо.
- Нарративный практик занимает децентрированную и влиятельную позицию; он проявляет прохладную вовлеченность; он ответствен в первую очередь перед клиентом.
- Нарративный практик обязан осознавать не только то, что он делает, но и то, что делает то, что он делает.
- Нарративный практик убежден, что проблемы существуют не «внутри» людей, а отдельно.
- Из этого следует, что и решать их нужно не на индивидуальном уровне.
- Терапия - это политический акт с маленькой буквы «п», терапевт не может быть нейтральным, он либо на стороне тех, кому выгодно сохранение текущего социального порядка, либо на стороне тех, кто нуждается в изменении этого социального порядка.
- В жизни человека много историй, и ни одна из них не охватывает его опыт целиком. Даже все они не охватывают его опыт целиком.
- Нарративный практик, как и любой другой человек, подвержен влиянию множества дискурсов; его ответственность в том, чтобы научиться осознавать это влияние и его последствия. (Это принцип «личного политического» или «личного профессионального»).
- Нарративный практик считает, что поступки человека исходят не из каких-то внутренних качеств и свойств его личности, а складываются под влиянием различных интенциональных категорий идентичности (смыслов, ценностей, мечтаний, надежд и пр.).
- Нарративный практик верит, что содержание «внутреннего мира» человека ему не врождено, а усваивается во взаимодействии с другими людьми и иными существами. («Увидев черепаху на дереве, знай - она не сама туда влезла»).
- Нарративный практик верит, что цели терапии не оправдывают ретравматизацию.