Давайте подведём итоги прошедшего года и посмотрим на новые планы, что сегодня публично озвучили Сергей Собянин, мэр Москвы, и Олег Белозёров, генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД».
Upd. Добавил в конец поста табличку с читабельными надписями планов.
Итоги 2024-го года
Для начала посмотрим на картинку, что планировалось сделать в 2024-м году и в какие сроки:
- Лианозово (МЦД-1, Савёловское направление) - 2-я очередь, пуск южного вестибюля, заявлен был в январе 2024-го года, пуск состоялся 6-го марта. Но фактически работы там не завершены до сих пор, так как идёт достройка ещё ряда выходов из подземного пешеходного перехода у северного вестибюля. А одни из дополнительных выходов северного вестибюля вообще не начинали.
- Белорусская (МЦД-1, МЦД-4, Белорусское/Смоленское направление) - это официальное завершение работ 6-го февраля 2024-го года. Фактически, здесь многое было сделано ещё в 2023-м году к запуску движения по МЦД-4. Часть работ продолжилась и после торжественного пуска. Например, на платформе пути дальнего следования, общей с путём МЦД-4 на «Железнодорожную».
- Москва-Сити (МЦД-4) - северный вестибюль с выходом к Мукомольному проезду, а также транзитного бесплатного прохода от ММДЦ «Сити» к ЖК «Хэдлайнер». Был заявлен в марте 2024-го, а открыт 5-го апреля 2024-го.
- Зеленоград-Крюково (МЦД-3, Ленинградское направление) - открытие 3-й очереди в виде надземного пешеходного перехода от конкорса через улицу Ленина к ТЦ «Зеленоградский». Вместо апреля был открыт 29-го мая 2024-го
- Кутузовская (МЦД-4) - прямая пересадка на одноимённую станцию метро Филёвской линии. Хотели открыть в мае 2024-го, открыли 3-го июня 2024-го.
- «Москва-Сити» (МЦК) - прямая пересадка на Москва-Сити МЦД-4. Также была заявлена в графике на май 2024-го, а была открыта 20-го июня 2024-го.
- Митьково (МЦД-3) - открытие нового остановочного пункта. Хотели пуск в июне 2024-го, а запустили 2-го августа 2024-го.
- Рижский вокзал (МЦД-2) - открытие после реконструкции двух тупиковых платформ. Этого объекта не было в графике, наверное, потому что он МЦД-2 принадлежит лишь номинально: сюда направляют для оборота некоторые из поездов, ездящих по диаметру (в основном, из дальнего пригорода). Правда, отстать от графика смогли и здесь.
Хотели закрыть платформы на полгода, а в итоге провозились с ними полтора года. Итого вместо 1-го сентября 2023-го снова пассажиров Рижский вокзал принял 1-го сентября 2024-го года. И то, лишь на одну из новых островных платформ. Вторая платформа заработала в конце года. А новый турникетный павильон до сих пор не построен.
- Щербинка (МЦД-2) - конкорс и часть сходов. Планировали заврешить тут работы в ноябре 2024-го. В итоге открывали в два этапа: 18-го августа 2024-го ввели конкорс, западную башню и лестничные сходы к Железнодорожной улице и к островной платформе (на Москву и Нахабино). А 16-го января 2025-го года открыли эскалаторные сходы к Железнодорожной улице и островной платформе. Отмечу, что оба открытия случились максимально «сырыми», то есть и конкорс был сдан с кучей недоделок, и сходы сейчас тоже открыли без ряда панелей постоянной облицовки. И сроки провалили в придачу. Потом здесь откроют сходы на перспективную платформу для дальних поездов, для этого нужно будет перенести 3-й и 4-й главные пути на новые оси. Также, в будущем и действующую платформу ждёт реконструкция.
Планы на 2025-й год
Сегодня, присутствуя на открытии второй очереди конкорса на Щербинке, Собянин и Белозёров подписали новые планы аж на два года. Видимо, чтобы когда график «поедет», это было не так заметно. К сожалению, большинство из заявленных уже строящихся объектов отнесено на 2026-й год. Опять же, если получится что-то открыть быстрее, можно заявить «какие мы молодцы». А если нет - то вот вам целых два года на завершение работ. Итого на 2025-й год заявлено следующее:
Март
- Завершение работ по обеспечению регулярной железнодорожной связи к стратегическому предприятию АО «Московский мельничный комбинат №3» (хм, а я-то думал, что там уже всё
построили ещё в октябре 2024-го)
Май
- Начало программы обновления подвижного состава на Ярославском направлении (завершение обновления в 2029 г). Да, МЦД-5 «умер», но дело его частично живёт - бросят кость жителям северо-востока. А вот про Павелецкое направление - ничего, а значит снова в комментах в разных местах будет один персонаж про это спамить. Возможно, Павелецкое начнут после 2026-го года обновлять составами вместе с Ярославским.
- Комплекс автомобильной и велопешеходной интеграции сети района Солнцево. Что это такое, не знаю. На участке Солнецево - Мещёрская строят новый автомобильный тоннель в створе Проектируемого проезда №6475. Возможно, это про него плюс благоустройство.
Июль
Полное завершение программы обновления поездов на МЦД-1 - МЦД-4.
Сентябрь - Октябрь
- Курская (МЦД-2, МЦД-4, Курское и Горьковское направления) - тоннель №2 и платформы №2 и №3. Вообще-то тоннель №2
открыли в неготовом виде 28-го декабря 2024-го года. Видимо, вот срок, когда он реально будет готов к нормальной эксплуатации. Платформой №3 сейчас уже грезят в транспортных пабликах, дескать, там уже рядом уже даже укладывают новые пути. Однако либо скоро там открою очередной дестрой (Курской не привыкать), либо задержать открытие до осени к готовности платформ. Также в планах была реконструкция платформы №1 и платформ туиков Горьковского направления. Странно, что даже на 2026-й ничего этого нет.
- Открытие нового центра управления эксплуатацией станции Курская (запуск цифровой системы управления)
Ноябрь
- Открытие нового центра управления эксплуатацией станции Москва-Пассажирская Казанская (запуск цифровой системы управления)
- Петровско-Разумовская (МЦД-1, Савёловское направление) - конкорс, островная платформа №1, открытие без навеса «сухие ноги». Навес, здесь, видимо, должен был соединить с объединённым вестибюлем одноимённых станций метро Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий. Однако вестибюль этот, как известно, пойдёт под перестройку, поэтому строить навес, чтобы потом его сломать смысла никакого нет. Вообще, ожидал по готовности пуск объекта в первой половине 2025-го...
Декабрь
- Москва-Сити (МЦД-1, Белорусское/Смоленское направление) - береговая платформа №1, островная №2, частично южный вестибюль, интеграция с МЦД-4 (наземная пешеходная галерея). Опять же, ожидал, летом 2025-го...
- Открытие Ленинградского вокзала после ремонта (или в январе 2026-го).
Планы на 2026-й год
Первый квартал
- Серп и Молот (МЦД-2, МЦД-4, Курское и Горьковское направление) - одна островная платформа для МЦД-4, часть конкорса и его южная башня. Всё же «крепкий» сарай на пути строителей попался, никак не могут снести, для того чтобы и вторую платформу тоже ввести. Опять же, ожидал первую очередь узла увидеть в 2025-м году. Непонятно, почему всё так долго!
Второй квартал
- Железнодорожная (МЦД-4, Горьковское направление) - северный выход, вторая часть конкорса, островные платформы №3 и №4, транзитная галерея для пешеходов. И снова какой-то долгий срок. Да, подходит для времени пуска платформы №4, но платформу №3, выход, галерею и оставшуюся часть конкорса можно было бы запустить и в 2025-м.
Третий квартал
- Царицыно (МЦД-2, Курское направление) - вестибюль с интеграцией с метро. Напомню, что в 2023-м году Собянин
позировал рядом со схемой, где годом открытия вестибюля значился 2025-й. А про реконструкцию навесов на платформах речь вообще не идёт. Видимо, уже после 2026-го года...
- Москва-Сити (МЦД-1, Белорусское/Смоленское направление) - береговая платформа №3 и северный вестибюль. По этому объекту вопросов нет.
Четвёртый квартал
- Беговая (МЦД-4, МЦД-1 и Белорусское/Смоленское направление) - все три платформы (береговые №1 и №3, островная №2), конкорс и вестибюль с интеграцией с метро. Плохая новость для
rajon_pride, он явно ожидал этот объект в 2025-м году. Видимо, возня с коммуникациями мешает его сдать быстрее. Хотя, было бы неплохо открыть хотя бы платформы №1 и №2 и конкорс, пусть и без интеграции с метро. Даже наземная пересадка сгодилась бы на первое время для того, кто ехал из ММДЦ «Москва-Сити» на север Таганско-Краснопресненской линии метро по закрытой части Большой Кольцевой линии метро, в будущем части Рублёво-Архангельской.
- Серп и Молот (МЦД-2, МЦД-4, Курское и Горьковское направление) - ещё одна островная платформа для МЦД-2, вторая часть конкорса и его северная башня. Завершение Московского Городского Вокзала (!) Что? А где ещё две островных платформы для Курского и Горьковского направлений? Какое это нафиг завершение?
Итого из всего списка 2024-й год не «поехал вправо» только один объект. На всех остальных отстали от графика ввода на один-два месяца. Теперь, видимо, власть имущие перестраховываются. Многое можно завершить на год раньше или сдать отдельным этапом в 2025-м году. Остальные выводы делайте сами. Фото с Собяниным и Белозёровым - Павла Беднякова и Ильи Питалёва, РИА «Новости» и Карена Давидова, «РБК».
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.