Основателем Отрады был граф Владимир Григорьевич Орлов, один из пяти братьев Орловых, из которых Алексей был героем Чесмы, а Григорий был близок к Екатерине II. Получив заграничное образование в Лейпцигском университете, граф Владимир Григорьевич более тяготел к науке и тихой сельской жизни, чем к блестящей столичной, полной придворной суеты, жизни своих братьев.
Пребывание в Лейпциге навсегда оставило в нем особое уважение к науке и ученым, за что императрица прозвала его философом. По возвращении из заграницы, в 1766 году, 24-летний граф Владимир был назначен директором в помощь президенту Академии Наук, графу Разумовскому, причем весь труд по академическому управлению выпал на его долю.
По выходе в отставку граф Владимир удалился в свое подмосковное [имение], занялся сельским хозяйством и постройкой отрадинского дома. Большой дом-дворец с различными службами, оранжереями, английским парком и другими затеями барских усадеб XVIII века строился не торопясь, крепко, солидно.
Выложенный из розового кирпича, с белыми, четко вырисовывающимися колоннами, оконными наличниками и родовым гербом на фронтоне, главный корпус, не отличаясь особой изысканностью архитектуры, в то же время весьма типичен для построек XVIII века.
Во всем чувствуется, что его строил для себя хозяин-домовод, приспособляя каждую мелочь к своим вкусам и привычкам.
Относительно обширные размеры жилых комнат, по сравнению с приемными и парадными, свидетельствуют, что главное внимание обращалось на комфортабельное житье большой семьи, а не на внешний блеск и приемы.
Широкая, крытая мягким красным ковром лестница, вся уставленная цветами, ведет в первый этаж, расположенный над кухней и другими служебными помещениями.
Длинный,прямой коридор делит его на половины; слева и справа ряды комнат; из них несколько отведено под обширную библиотеку.
На фоне темно-синих сводчатых стен - в массивных дубовых шкапах, за медной решеткой, стоят тысячи книг в красивых кожаных, богато позолоченных переплетах конца XVIII и начала XIX веков.
Сочинения по истории, метафизике, естествознанию чередуются с энциклопедией, томиками Вольтера и Руссо. Много книг по старообрядческой литературе, полные собрания греческих и латинских авторов и большая коллекция старопечатных русских книг, купленных у наследников известного собирателя И.Н.Царского.
Газеты и журналы, преимущественно французские, со времен Наполеона, карты, рисунки и даже переплетенные детские тетради давно уже выросших и успевших окончить свой жизненный путь потомков графа Владимира, таков приблизительно состав этого обширного книгохранилища, любовно собиравшегося долгие годы.
Кроме книг, тут хранится немало рукописей, среди которых встречаются автографы известных ученых и писателей; здесь же хранится часть семейного архива гр. Орловых с целым рядом интереснейших документов XVIII и XIX вв.
На стенах между шкапами висят старинные гравюры. Среди них много воспоминаний о близких, дружеских отношениях основателя Отрады к разным выдающимся людям.
За библиотекой следует ряд жилых комнат, ванна, особо устроенный огромный бассейн и спальни.
В верхнем же этаже находится самая большая в доме комната - овальная столовая с пятью окнами, выходящими в сад. Гладкие белые стены украшены портретами, среди которых на первом месте портрет Екатерины II (копия с Боровиковского). В простенках между окнами стоят семь фамильных бюстов и тяжелые, в несколько пудов весом, шандалы дли свечей. Лепной потолок расписан Карлом Брюлловым, пользовавшимся особым покровительством графов Орловых, часто гостившим у них и путешествовавшим вместе с ними по Европе.
На двух массивных, доходящих почти до потолка, резных полках размещен старый фарфор, из которого особо примечателен расписной сервиз - подарок Екатерины II, покровительницы семьи Орловых. В глубине столовой, в особой витрине, хранится знамя, пожалованное Екатериной герою Чесменского боя, рядом, на особом столике, другая семейная реликвия - кусок корабля, на котором поднял свой флаг граф Алексей. Убранство столовой во времена графа Владимира было несколько иное. Взамен фамильных портретов все ее стены, а также соседней биллиардной, были увешаны раскрашенными картинками с изображениями птиц, рыб и зверей, вырезанными из натуральной истории Бюффона.
За столовой, где благодаря белым стенам и массе света, всегда так нарядно и красиво, идет биллиардная, а за ней гостиная с большим портретом работы Брюллова гр. О.И.Орловой-Давыдовой, рожденной кн. Барятинской, с дочерью Наташей, вышедшей впоследствии за кн. Д. Н. Долгорукова. За ней другая гостиная, с красной мебелью, зеленовато-фисташковыми стенами, по верху которых идет широкий бордюр итальянского ручного шитья. Тут тоже много старых портретов и несколько хороших холстов иностранных мастеров. За нею следует большая парадная спальня; ее светло-голубые стены расписаны тонкими фресками, а стоящая посредине монументальная кровать украшена балдахином с родовым гербом.
Образцы искусства, собиравшиеся в течение многих лет, разбросаны по всему дому, и не только в парадных покоях, но и в полутьме маленьких проходных комнат, то тут, то там можно встретить настоящие шедевры.
Из будуара графини с великолепной, стильной золоченой мебелью, красиво выделяющейся на серовато-розовом фоне обивки и портьер, можно выйти на большую террасу, откуда открывается вид на зеленеющие дали отрадинских угодий.
В двух боковых флигелях, примыкающих к дому, заключается ряд отдельных апартаментов для гостей. Один из них прозван Панинским и был специально отведен для гостей, приезжавших на продолжительное жительство. Кроме стильной мебели, в них также собрано немало интересных картин, гравюр и фотографий. Одна из комнат, например, вся увешана фотографическими снимками видов старого Рима.
Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки, обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Они славятся отличными персиками, которые начинают поспевать уже в конце апреля.
В отдельном флигеле помещается физический и геологический или "рудный" кабинет; он напоминает о пребывании графа Владимира в Академии Наук и его сношениях с академиками Эйлером, Палласом, Гмелиным и др.
Проводя около полугода в своей Отраде, отстоящей в 80 верстах от Москвы, граф Владимир заботливо окружал дом всевозможными удобствами и держал много прислуги, все пристройки около главного дома постоянно были полны всякого рода секретарями, конторщиками, музыкантами и артистами, из которых большая часть исполняли также служительские обязанности. Несмотря на совмещение должностей, оркестр был настолько хорош, что некоторые из солистов по смерти графа устроились в оркестрах московских театров.
Обыкновенно музыка играла во время стола, а по субботним вечерам в биллиардной устраивались целые концерты, под управлением капельмейстера Гурилева, отца известного композитора.
Прошло более века, и давно почили вечным сном и просвещенный основатель Отрады, и его блестящее братья, - но благодаря заботам их потомков старая екатерининская усадьба бережно и гордо хранит память о первом владельце.
Портрет О.И.Орловой-Давыдовой работы К.П.Брюллова был честно украден с bibliotekar.ru, текст и картинки позаимствованы из статьи С.Кондакова, опубликованной в журнале красивой жизни "Столица и усадьба" в номере от 30 августа 1917 года.