Семь парижских муз

Jul 20, 2012 10:16


Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/themes/id/55501

С конца девятнадцатого века и до начала Второй Мировой войны Париж был эпицентром и квинтэссенцией европейской культуры и искусства. Говоря о мастерах того времени, будь то Пикассо, Модильяни или Дали, мы обязаны отдать должное и тем, кто побуждал их к творчеству и экспериментам.

mamlas


Семь женщин, семь муз Парижа - это не просто красивые лица, изящные фигуры или легкий нрав - это личности, которые самим фактом своего существования провоцировали гениев на поиски новых артистических форм и рождали вдохновение, естественное, как дыхание.

Кики с Монпарнаса




Кики, урожденная Алис Эрнестина Прен, стала воплощением свободного духа, царившего во французской столице в начале двадцатых годов. Незаконнорожденный ребенок из бедной провинции, она в двенадцать лет сбежала в Париж, некоторое время жила в нищете и с четырнадцати лет начала позировать натурщицей в скульптурных мастерских. Настоящая популярность и слава пришла к ней в 1920-м году после знакомства с фотографом Маном Рэем. Композиция «Скрипка Энгра» (фото внизу слева), созданная Рэем, стала классикой фотографии в жанре «ню» и одним из самых растиражированных эстетических клише.




Живя с Рэем, она продолжала позировать и другим фотографам и художникам, и попутно сама обучалась живописи и графике. В 1927-м году в частной парижской галерее прошла единственная выставка ее работ, на которой все до единого экспонаты были распроданы. В 1929-м году она написала и опубликовала книгу о нравах парижской богемы (вступление и аннотацию к изданию написал Хемингуэй, а это кое о чем да говорит), которую посчитали настолько непристойной - даже по либеральным меркам того времени, - что тираж был изъят из продажи.




Кики с Монпарнаса была живым воплощением богемного Парижа, со всеми его радостями, шедеврами и пороками. Ее не обошла стороной алкогольная и наркотическая зависимость, короткие периоды расточительной роскоши и долгие годы удручающей нищеты. В день ее похорон в 1951-м году художник Цугухару Фуджита сказал: «С уходом Кики сияющая слава Монпарнаса потухла навсегда», и это не было преувеличением.

Жанна Эбутэрн




Эту девушку с густыми каштановыми волосами и пронзительным взглядом голубых глаз можно увидеть на двадцати картинах Амедео Модильяни, и это была история великой страсти, но несчастливой любви.

Модильяни познакомился с Жанной в 1917-м году в парижской художественной школе. Пятнадцатилетняя девушка посещала коллективные уроки, а художник по приглашению своей знакомой, хозяйки школы, работал над серией набросков, этюдов с живой натуры. «Они сошлись - вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…»: Модильяни в то время был одним из самых известных парижских плэйбоев, невероятно красивый, импозантный, уверенный в себе - даром что практически нищий, непризнанный гений; Эбутэрн же была скромной девушкой из приличной католической семьи. Кроме прочего, Модильяни был алкоголиком и крайне неуравновешенным типом. Ничем хорошим для нее связь «с этим евреем без гроша за душой» закончиться не могла: родители запретили девушке встречаться с художником, однако она не подчинилась их воле и в итоге была выгнана из дома и лишена всех имущественных прав. В поисках заработка и в надежде продать картины богатым туристам пара переехала на юг, в Ниццу, где у Жанны и Амедео родился первый ребенок.




Однако надежды на лучшее не оправдались: живопись Модильяни на Лазурном берегу никому особо не была нужна, отчего художник еще больше погрузился в депрессию и алкогольно-наркотическую зависимость. В 35 лет он заболел туберкулезом, но полная нищета не позволила ему обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Модильяни сгорел, как щепка; заподозривший что-то неладное в слишком длительной тишине, постоялец из соседней квартиры обнаружил художника мертвым в объятьях молодой жены. На следующий день Жанна шагнула из окна квартиры, расположенной на пятом этаже; ей было двадцать два года, и она была беременна вторым ребенком.

Нуш Элюар




В конце двадцатых-начале тридцатых годов Мария (Нуш) Бенц слыла одной из самых красивых женщин богемного Парижа. В ее внешности сочетались утонченная грация и невыразимая, мистическая притягательность. Она играла эпизодические роли в театре, ассистировала известному гипнотизеру, увлекалась фотоколлажами, позировала обнаженной Ману Рэю и Пабло Пикассо. С ней нашел новое семейное счастье Поль Элюар, у которого похитил прежнюю музу - Галу (урожденную Елену Дьяконову) Сальвадор Дали.







В 1934-м году Нуш и Поль поженились. Цикл поэтических произведений, посвященных жене, Элюар назвал Facile («Легкая»), а в качестве иллюстраций и обложки книги были использованы фотографии обнаженной Нуш, в разные годы сделанные Рэем. Счастье оборвалось внезапно: в 1946-м году, в возрасте сорока лет Нуш умерла на парижской улице от кровоизлияния в мозг.

Рене Перль




Румынка по происхождению, Рене Перль работала в Париже манекенщицей и была фантастически красива даже по современным беспощадным меркам мира моды - высокая, худая, с грациозной длинной шеей и сияющими локонами темных волос. В двадцатых годах она познакомилась с преуспевающим и востребованным фотографом Жаком-Анри Лартигом и стала его любовницей и музой. Лартиг был мастером репортажной и портретной съемки, и его работы славились естественностью и тонким ощущением момента. Для фотографа Рене стала любимой и главной моделью на всю оставшуюся жизнь, и потому история сохранила сотни ее бытовых и постановочных портретов.

«Я вижу отражение красоты Рене во взглядах всех окружающих ее мужчин и женщин, и рядом с ней любая красавица выглядит простолюдинкой» - писал о своей возлюбленной Лартиг.










Это история со счастливым концом - в любви Перль и Лартига не случилось сердечных драм, вся их жизнь была бесконечными каникулами в живописном и благополучном Биаррице. Рене умерла в 1977 году, а Жак-Анри пережил ее на девять лет и умер в Ницце в почтенном возрасте девяноста двух лет.

Гала




Русская эмигрантка Елена Дьяконова, она же Гала - пожалуй, самая известная персона в пантеоне парижских муз.

В 1912-м году, в возрасте шестнадцати лет Дьяконова уехала из России в Швейцарию лечиться от туберкулеза, где познакомилась с Полем Элюаром. Их роман разрешился браком в 1917-м году и рождением дочери. В 1921-м она стала любовницей художника Макса Эрнста, причем эта связь не скрывалась, и тройственный брак просуществовал более пяти лет. В 1929-м году принадлежавший к кругу сюрреалистов Элюар вместе с женой навести в Кадаке молодого художника Сальвадора Дали, и эта встреча стала эпохальной для всех троих героев. Дали с первого взгляда влюбился в Галу (которая была старше его на десять лет), муза ответила благосклонностью, бросила мужа и дочь и переехала жить в Испанию; Элюар же утешился романом и браком с Нуш.







Гала стала центральным персонажем всего творчества Дали, ее образ можно увидеть на десятках картин, в скульптурах и набросках; она была его наставником и менеджером, и можно без преувеличения сказать, что мировая слава художника - по большей части заслуга его жены. Известно также, что в браке с Дали у Галы были иные любовные увлечения, однако сам мастер относился к этим адюльтерам удивительно лояльно.

После смерти Галы в 1982-м году Дали не написал более ни одной картины.

Продолжение Дискуссия в журнале

Previous post Next post
Up