Знаете анекдот? "Тем, кто любит колбасу и политику, лучше не знать, как делается и то, и другое".
Тем, кто любит все кино подряд, лучше не читать эту книгу.
Зато я ее активно рекомендую всем, кто пишет книги или сценарии.
Лично мне после ее прочтения захотелось повыкидывать все книжки для писателей и накупить книжек для режиссеров и сценаристов.
Чем книга может быть интересна всем
После прочтения книги взгляд на многие фильмы меняется. Начинаешь понимать, что и почему сделанно именно так и не иначе. Что любопытно, после этого плохие фильмы кажутся еще хуже, а хорошие - еще лучше! Так портной замечает наметанным взглядом в китайской куртке недостатки, каких не увидел бы обычный покупатель, и восхищается работой кутюрье.
У меня проснулась усиленная любовь к старым советским фильмам. Я теперь понимаю, что они не просто душевные, они еще и мастерски, профессионально сделаны. Я начала понимать, почему я так люблю Феллини - его фильмы не просто образно созвучны мне, они еще и дергают за нужные ниточки.
Муж жалуется, что смотреть многие голливудские фильмы со мной стало совершенно невозможно. Теперь я не просто говорю: "фу, гадость", я еще и объяснять начинаю, почему гадость.
Наконец, в книге дается ответ на любимый вопрос всех зрителей, считающих себя образованными: почему эти режиссеры и сценаристы такие идиоты? Почему так часто в реалистичных вроде бы фильмах случаются невозможные в жизни вещи?
Так вот, режиссеры и сценаристы на достоверность иногда плюют совершенно сознательно. А почему, об этом подробно рассказано в книге.
Наконец, в ней можно найти несколько забавных баек и рассказов: о съемках "Экипажа", о совместной работе с японцами, о гастролях Хазанова в Южной Америке.
Чем книга может быть интересна писателям и сценаристам
Ни в одной книге для писателей из тех, что я прочитала (а их было немало), нет такого классного, подробного, анатомического разбора истории вплоть до самых мелких косточек.
Митта очень подробно и понятно рассказывает, как сделать сюжет увлекательным, как захватить воображение читателя зрителя, как и зачем постоянно держать его в эмоциональном напряжении, наконец, как довести его до катарсиса, чтобы фильм запомнился надолго. Он рассказывает, как наполнить фильм/сценарий и каждую его сцену энергией.
Самое интересное, что все это сопровождается разборами конкретных примеров - трагедий Шекспира, рассказов Чехова, фильмов культовых режиссеров - Хичкока, Трюффо, Эйзенштейна и других. И еще приведены примеры студенческих работ для иллюстрации некоторых приемов (Митта преподает в Гамбургском университете).
Отдельная глава посвящена деталям и их роли в кино. Об этом я тоже узнала для себя много нового. Я думаю, и для писателя роль деталей в книге не менее, если не более важна.
В итоге мне стали хорошо понятны многие вещи, о которых я догадывалась интуитивно, и открылись некоторые неожиданные нюансы.
Кстати, если говорить о практической пользе книги о кино для писателей: я тут сейчас выступаю в роли судьи на одном литературном конкурсе, так вот, один рассказ очень сильно выделяется на фоне остальных, просто на голову выше. Я спросила у автора, не профессионал ли он случайно. Он ответил, что нет, но имеет диплом по режиссуре и сценарному мастерству. Это очень, очень сильно заметно.
Пожалуй, на какое-то время эта книга станет моим настольным учебником.
В очереди на прочтение у меня лежит Феллини "Мой трюк - режиссура" и две книги Данелия.
Какие еще книги можно почитать по режиссуре и/или сценарному мастерству?