А знаете, что? Я в полном восторге от этой книги. В таком, что мне хочется цитировать ее всю подряд. Поначалу мне показалось, что это обычное унылые пособие для "тупых американцев", где одно и то же повторяется и разжевывается по 25 раз подряд. Но беру свои слова назад :)
На самом деле, книга очень мудрая. И она удивительным образом пересекается с тем, как меняется последнее время мое восприятие мира. Вам это, наверное, покажется странным, но что-то в ней есть очень йогическое. Одни и те же принципы работы с энергией, взаимодействия с внешним миром и собственным творческим началом.
Это идеальная книга для тех, кто втайне мечтает пойти в кружок по художественной лепке свистков, записаться в сорок с лишним лет в музыкальную школу, пригласить учителя пения, научиться рисовать обнаженных мачо или написать книгу "Песец и офисная работа". Для всех тех, кто мечтает об этом, но не решается начать.
В ней все-все рассказано:
- про то, как перестать быть унылым серьезным гиперответственным трудоголиком;
- про то, как научиться радоваться мелочам жизни, словно ребенок;
- про то, где можно искать источники вдохновения;
- про то, как получать удовольствие от процесса творчества, а не мчаться в бессмысленной гонке за деньгами и признаниями (не потому, что деньги не важны, а потому, что это путь в никуда);
- про то, как создать себе вдохновляющее творческое окружение;
- про то, как по-настоящему любить себя;
- и даже про то, как сделать так, чтобы нам помогала сама Вселенная, даже если вы ни капельки в это не верите.
Я думаю, в большей степени книга будет интересна таким же, как я, поклонникам интуитивного, потокового способа творчества, чем убежденным логикам и физикам.
Кое-что полезное из книги:
Первая часть Вторая часть Третья часть
О вреде перфекционизма
Все хорошо в меру. Можно бесконечно доводить до совершенства одну кнопку в программе, одну главу романа, одну строку в песне, и так ничего и не добиться. Одна моя начальница говорила: "Вот умеешь ты быстро главные две палки поставить - и все работает". Правда, она еще добавляла: "А потом месяцами потихоньку дорабатываешь" (читай - "бездельничаешь" :))
Ненавижу перфекционистов. Хотя на самом деле, важен, конечно баланс, небрежность - тоже плохо.
Кэмерон пишет о слиянии с творческим потоком:
"Говорят, Микеланджело как-то признался, что всего лишь освободил Давида из куска мрамора, в котором его нашел. «Картина живет своей жизнью. Я пытаюсь сделать её видимой», - заявлял Джексон Поллак. Когда я преподаю кинодраматургию, то напоминаю своим ученикам, что их фильм уже существует во всей своей полноте. Им остается только прислушаться, увидеть его своим внутренним зрением и воспроизвести."
Если в тот момент, когда проснулся творческий поток, когда есть чувство единения с ним, вдохновения, взяться шлифовать один абзац, можно много потерять. Все равно как неделю пробыть в Париже и все это время торчать на Эйфелевой башне.
Что бы я сделала, если бы мне не нужно было делать это как можно лучше?
Эта тема так меня вдохновила, что я даже написала
отдельный пост.
Вариации на тему:
"Что бы я сделала, если бы мне было абсолютно все равно, что обо мне подумают?"
"Что бы я сделала, если бы была сумасшедшей?"
"Что бы я делала, если бы жила на необитаемом острове?"
"Что бы я делала, если бы вдруг стала миллионершей?"
Заполнять форму
Еще один чертовский важный момент. Каждый день, чтобы ни случилось, нужно "заполнять форму". Написать хотя бы один абзац, или заглянуть в писательское коммьюнити, или купить новые краски и кисточки, или просмотреть объявления - просто действовать, вместо того, чтобы предаваться пустым мечтам или рассуждать, что все равно ничего не выйдет.
Творческие люди, добившиеся успеха, - это люди с ежами в попе, точно вам говорю.
Еж в попе у меня есть, так что жду успеха :)
Трудоголизм
Это не про меня. Кому интересно - лучше в книжке почитайте :)
Про творчество и деньги
"Быть творческим человеком - значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?». Быть творческим человеком - значит отважно признаться себе в том, что стремиться к деньгам, собственности и престижу кажется нам довольно глупым.
Быть творческим человеком - значит осознавать удивительное. Оставить в комнате не подходящую по стилю мебель, если она нам нравится. Носить странное пальто, если оно делает нас счастливее. Перестать стараться быть кем-то, а не самим собой."
Хо, а муж-то ждет, когда я прославлюсь и разбогатею.
Дзен спорта
Спорт - очень важная штука в жизни писателя. К примеру, один из моих любимых авторов (угу, киньте в меня камень) Харуки Мураками ежедневно совершает продолжительные пробежки.
Вообще, это очень интересная тема - блоки в физическом теле, физические нагрузки и творчество, как все это взаимосвязано. Я думаю на эту тему отдельный пост написать.
"Среди того, что нам необходимо, - медитация в движении" - это практически слово в слово то же, что любит говорить мой учитель йоги.
"Ровно в полседьмого утра крупная голубая цапля срывается с насиженного места в низкой траве и поднимается все выше над рекой, равномерно взмахивая громадными крыльями. Птица видит Дженни, бегущую внизу. Дженни снизу видит птицу. Она непринужденно проплывает над землей. Дух девушки взлетает вместе с цаплей и восклицает: «Здравствуй, с добрым утром, здесь так здорово!». В этот миг, в этом месте они - родственные души. Обе дикие, свободные и счастливые, подставляющие тела встречному ветру, проносящиеся мимо облаков и деревьев."
Физическая нагрузка дает нам связь с окружающим миром, позволяет нашему творчеству проявиться, и наполняет наши произведения энергией, необходимой для того, чтобы они сами пробили себе дорогу.
Творческий алтарь
Очень забавная штука. Джулия предлагает нам сделать что-то вроде памятной детской шкатулки - сложить на полочке все, что вдохновляет нас - от осеннего листа или засохшего цветка до любимой детской игрушки.
На моем "творческом алтаре" всегда свеча, иллюстрация художницы к одному моему рассказу и фотография вдохновляющего места - озера Сарва. И две котоморды - жирная пушистая рыжая и полосатая-зеленоглазая :) Последние не лежат, а болтаются где-то рядом.
Вера и тайна
Жизненный опыт учит нас никому и ничему не доверять на слово, все проверять и перепроверять. Для творчества такой подход смертельно опасен. Надо заново учиться доверять - в первую очередь, себе и творческому потоку внутри себя, и что еще сложнее - верить, что мир сам готов поддержать того, кто творит.
Джулия пишет, что творчество - сокровенный процесс, и не стоит спешить сразу же воплощать только что родившуюся идею. Надо подождать, пока она созреет, обретет форму, разовьется в здоровое полноценное дитя. Что любопытно, об этом же пишет Наталья Девятко
в моей любимой статье про интуитивный метод творчества:
"Пока же история живет в вашем сердце, в вашем подсознании, ее рано трогать, легко испортить, и нужно ждать, когда история сформируется. Части ее могут прорываться в сновидения. Сознание в создании истории не участвует, доверьтесь подсознанию, оно мудрее.
А потом вы почувствуете, что время пришло, почувствуете Первую Строку. Я специально так ее называю, потому что это ваш главный ключ от мира, в котором вам суждено стать создателем. Пора садиться за стол. "
Закончу последней цитатой из книги:
Путь художника - это духовное путешествие, паломничество домой, к собственной сущности.
В очереди на прочтение - "Золотая жила", еще одна русскоязычная книга того же автора.
Обе книги можно найти в рунете, гугл знает, где.