Я знаю, что многие творческие люди ненавидят больше всего даже в самой любимой работе.
Это страшные слова: НАДО ПЕРЕДЕЛАТЬ.
Взять нечто готовое, наполовину разобрать и заново переработать. И это в то время, когда в голове уже роится и копошится целая куча новых, увлекательных, полных энергии идей.
Ладно, если начальник велел - можно переубедить, схалтурить, отговориться, но когда собственное чутье, внутренний художник шипит в ухо: "Так не пойдет! Фальшивишь, дорогая, работаешь в полсилы!", проигнорировать его нельзя.
Отказать внутреннему художнику - большая ошибка. Тогда он обидится, спрячется и перестанет давать свои ценные советы.
И вот наш несчастный творец в тупике: переделывать ой как не хочется, а дальше двигаться - совесть мучает.
Уже и душа вся вложена, и творческий организм настроен на счастливое окончание процесса, казалось бы, вот-вот, и можно будет хвастаться, и вдруг облом. Если речь идет о шитье или вязании, то вещь надо распарывать или распускать - что может быть противнее? Если речь идет о книге, то приходится стирать целые абзацы - собственными руками резать ненаглядное детище. А это, между прочим, больно!
С другой стороны, браться за другое дело тоже не хочется, на душе скребутся кошки, впиваются когтями, не дают отдаться полностью новой теме.
А в чистом итоге - потеря времени и паршивое настроение.
"УУУУ!!!! РРРРРРР!!!!" - говорят творческие люди и впадают в депрессию.
Что же делать-то?
Раньше я была склонна мириться с недостатками или вовсе закидывать в дальний угол неудачную работу, лишь бы не переделывать. И фиг с ним, со смутным неудовлетворением, проще всего закрыть глаза и забыть. Ну и пусть воротничок кривоватый, пусть вот на этом абзаце меня слегка коробит, но зато я больше к этому не возвращаюсь.
В последнее время я научилась находить в переделывании почти мазохистское удовольствие.
Когда мне нужно что-то переделать:
1. Я говорю себе: лучше я потрачу время и силы сейчас, чем потом каждый раз буду расстраиваться из-за этого недостатка. Например, лучше я потрачу день и переделаю застежку на связанном свитере, чем она будет все время заедать и раздражать меня, а в результате я так и не буду его носить. Лучше я отредактирую рассказ сейчас, пока я еще хорошо ощущаю его атмосферу и настроение, чем потом буду ломать голову, что в нем не так, а в результате постесняюсь предложить его в печать.
2. Я получаю странное удовольствие от процесса шлифования. Я все время работы держу в голове даже не мысль, а ощущение: сейчас я делаю эту вещь лучше, а когда я закончу, то получу массу удовольствия. Этот умеренный перфекционизм, стремление к идеалу, к совершенству, очень помогают, главное, не переусердствовать, а то так можно всю жизнь один абзац писать.
3. Мне важно поймать внутреннюю струну и войти с ней в резонанс. Такую тоненькую ниточку, на которой держится самоудовлетворение, ощущение, что все достаточно хорошо. Пока я балансирую по ней, как канатаходец, мне даже не нужно заставлять себя ничего больше делать, все делается будто бы само. В таком состоянии очень важно не поддаваться соблазну впасть в самокритику. Критиковать можно и нужно потом, но только не в процессе творения, и уж тем более, переделки.
4. Иногда перед переделкой стоит сделать перерыв, радикально сменить вид деятельности. Только не слишком большой, чтобы не потерять к работе всякий интерес.
5. Чем чаще я заставляю себе переделывать, доводить до ума свои работы, тем больше я убеждаюсь:
возвращаться полезно. Растут самооценка и самоуважение. Переделанные работы приносят удовольствие, ощущение завершенности, новую энергию. И самое главное - пропадает страх перед переделкой, желание опустить руки.
С умением возвращаться мы обретаем силу.