Мухи и котлеты: как совмещать творчество и работу

Jan 25, 2011 15:18



Многие творческие люди, в частности, писатели и художники сталкиваются с тем, что доходов от их любимого творческого занятия хватает разве что на сухарь без масла.

Поэтому им приходится героически стоять у станка тратить немалую часть своего времени на ту работу, которая, быть может, не столь любима, однако позволяет заработать хотя бы на бутерброд с сыром.

Оставим в стороне риторические споры на тему "должен ли художник быть вечно голодным" и обратимся к нашим реалиям.



Как успешно совместить милое сердцу творчество и драгоценную для кошелька работу?

1. Для начала надо определиться с целями и ответить для себя на несколько вопросов:

- Хочу ли я зарабатывать на жизнь исключительно любимым творческим трудом? (плюсы и минусы этого решения можно обсуждать долго, отложим это для другого поста)
- Хочу ли я продолжать делать карьеру, профессионально развиваться и двигаться вверх по месту денежной работы?

Некоторые люди полагают, что им нужно непременно сразу сделать выбор: или творчество, или работа. Уж если творить, то отдавать этому все свои силы и время. А если уж работать, то времени и сил на творчество не останется. И этот выбор висит у них на душой тяжким камнем размером с холодильник, и они сами не замечают, как продолжают заниматься и тем, и другим и мучиться от этого холодильника с выбором.

На самом деле, между этими двумя крайними вариантами нужно выбрать средний, подходящий для себя.
Нужно найти баланс между денежной карьерой и временем/силами для творческого труда. Это банальный и очевидный ответ, который, тем не менее, упрямые и капризные личности вроде меня долго не хотят признавать.

Я бы очень хотела зарабатывать достаточно своими книгами, но отдаю себе отчет, что для этого понадобится много времени и работы "на будущее". Я, как студент-первокурсник, работаю "на зачетку".

Для себя я решила, что не хочу делать карьеру на своей денежной работе. Я не хочу получить более высокую должность, больше ответственности, больше подчиненных. Я не проявляю инициативу и не нахожу себе дополнительную работу, я делаю ровно столько, сколько предполагают мои обязанности, предпочитая побольше свободного времени. Однако я продолжаю поддерживать профессиональный уровень, просто потому, что считаю: каждый должен делать свою работу качественно.

2. Надо ПРИНЯТЬ саму эту ситуацию и избавиться от иллюзий. Да, жизнь так устроена, что сразу сделать выбор, скорее всего, нельзя. Может случиться так, что творческий труд принесет вам заработок. А может и не случиться. Это может произойти в течение года, а может - спустя десятилетие, а может - вообще никогда. Будете ли вы продолжать писать/рисовать/лепить в этом случае? Важно дать себе честный ответ на этот вопрос.

3. Как распределить время и силы, чтобы хватало и на работу, и на творчество?

Надо научиться беречь эмоциональную и душевную энергию. Больше всего сил отнимают эмоции. Если мы злимся, раздражаемся, возмущаемся, ликуем, пищим от восторга, с трепетом и волнением участвуем в бурных обсуждениях в течение рабочего дня, к вечеру сил на творчество не остается. Если мы принимаем работу близко к сердцу, она отнимает много душевных сил.

Выбор, куда вкладывать душу - в денежную профессию или в любимую, но не доходную - за нами, но совмещать это очень трудно. Зато вполне реально спокойно и добросовестно работать, не включая эмоции, и оставлять энергию для любимого дела. Но при этом надо отдавать себе отчет, что мы упускаем какие-то карьерные возможности, которые потребовали бы больших усилий.

Я очень ровно отношусь ко всем проектам, которые веду на работе и не принимаю их близко к сердцу. Кстати, им это только идет на пользу, я смотрю на них более объективно, легко принимаю замечания и легко соглашаюсь отказаться от одних решений в пользу других. Я замечаю обратный эффект - когда перестаешь эмоционально реагировать на какие-то проволочки, мелкие интрижки и не вполне адекватные нападки со стороны отдельных коллег, они как-то сами по себе отпадают, и работа приобретает очень ровный и спокойный эмоциональный фон, в котором комфортно находиться.

Наконец, самый банальный совет - надо заниматься спортом и правильно питаться. Физическая нагрузка, особенно на свежем воздухе, даст нам достаточно сил, а легкое питание не позволит погрузиться в лень и апатию.

4. Как переключать внимание между работой и творчеством?

Как перестать думать о работе и быстро переключиться на творческое настроение?
Есть разные способы.

Во-первых, нужно разгрузиться, сбросить накопившуюся информацию. Не стоит бросаться сразу от работы к творчеству, лчуше дать себе перерыв на перезагрузку.

Для этого можно прогуляться пешком пару остановок, принять душ или хотя бы опустить ноги в таз с водой (лучше с солью), пройтись босиком по земле (если живете за городом), можно сделать какое-нибудь очистительное дыхательное упражнение, такое, как бхастрика, побегать или попрыгать, в общем, не обязательно долго, но интенсивно поработать с телом.

Во-вторых, нужно привести себя в подходящее состояние, настроиться.

Себя можно настраивать как рояль или гитару - перебирать струны, пробовать разные клавиши, постепенно втягиваться в работу, как спортсмен принимается за тренировку после разминки.

Можно использовать "якоря" состояний - создать обстановку, зажечь свечи или благовония, включить музыку, достать любимый творческий блокнот или щелкнуть себя по лбу, наконец. О "якорях" можно почитать у НЛП-истов, это один из немногих приемов из их арсенала, который я нахожу интересным и полезным для себя.

Мне помогает короткая медитация, погружение внутрь себя и поиск того, что я считаю в себе творческим началом.

5. Надо ли искать работу, более близкую к вашему виду творчества?

Очень важный и весьма субъективный вопрос. Если вы любите рисовать, может быть, вам бросить работу инженера и стать иллюстратором или дизайнером? Если вы любите писать, может быть, бросить работу программиста и стать журналистом-фрилансером?

Поначалу я думала, что это - оптимальный вариант. Сделать свою работу поближе к любимому творчеству. Была у меня такая идея - сделать вольную журналистику основным источником заработка. Мне понадобилось около года, чтобы отказаться от этой затеи. Я много писала, даже колонку вела в Компьютерре, но потом бросила все это дело.

Дело даже не в том, что журналист-фрилансер не так уж много нынче может заработать. Дело в том, что я меняю шило на мыло. Я очень быстро поняла, что писать художественную прозу для меня намного интереснее, чем двадцать один совет в женский журнал. И вообще, из меня - типичного интраверта - журналист выйдет сомнительный. И чтобы зарабатывать достаточно этим способом, нужно опять-таки долго работать "на зачетку", обрастать опытом и связями. И в итоге я опять получу не очень любимую денежную работу. В то же время по основному месту работу "зачетка" у меня уже есть - это знания, опыт, связи, репутация.

Более того, я открыла для себя парадокс. Казалось бы, если пишешь статьи, то практикуешься в писательстве, разве нет? Однако, с точки зрения творческого потенциала гораздо больше пользы приносит переключение на работу, максимально далекую от писательства.

К примеру, если я день работаю над статьей, к вечеру у меня теряется свежий взгляд на текст, тратится запас интересных метафор и пустеет копилка впечатлений. В такой день я уже не сажусь за роман или рассказ.

В то же время общение с людьми и работа над проектами дает жизненный опыт, который можно потом использовать в своем творчестве.

И если в первом варианте после такой работы писать совсем не хочется, то во втором я с нетерпением жду момента, когда открою свой текст.

Любимый мной нынче Роберт Макки говорит: "Сценарист должен зарабатывать на жизнь своим творчеством". Он считает, что только так можно добиться качественного результата, Увы, жизнь не всегда предоставляет нам такие условия. Что ж, будем стремится к идеалу. Как бы не обстояли дела в текущий момент, я верю, что это возможно и это правильно - чтобы именно любимое занятие обеспечивало достойное существование.

Творческий подход

Previous post Next post
Up