Один из первых Героев Советского Союза
Михаил Васильевич Водопьянов - мой земляк. Родился он в селе Большие Студенки, которые входят сегодня в черту города Липецка. Дом Водопьяновых стоял близ нынешнего здания педуниверситета в сторону школы № 9.
Памятный знак был установлен в 2009 году, в год столетия со дня рождения Михаила Васильевича. Памятный знак установлен на улице Водопьянова близ храма Всех святых в земле Российской воссиявших.
В школе № 9 Липецка есть
музей, посвященный М.В. Водопьянову.
Биографическая справка о М.В. Водопьянове
Михаил Васильевич Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.
В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей "Илья Муромец". Участвовал в гражданской войне на фронтах. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1920 года - помощник шофёра.
C 1921 года - шофёр.
С 1925 года - авиационный моторист, затем бортмеханик.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году - окончил Московскую лётно-техническую школу.
В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане.
В 1929 году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва - Ленинград, Москва - Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М. В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года, на самолет АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3), во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года - командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
С 1946 года генерал-майор авиации М. В. Водопьянов - в отставке.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Блогерский путеводитель