Судя по тому, как энергично в комментариях предыдущему посту меня все посылали в резервации, я догадываюсь, что с бытом индейцев большинство моей русскоязычной аудитории знакомо по фильму "Человек с бульвара Капуцинов." Поэтому для развлечения почтеннейшей публики я напишу про свой опыт общения с теми, кто населял Америку до того, как европейцы понаехали.
Вокруг Феникса в хаотичном порядке расположено множество резерваций. На самом деле, приблизительно четверть всей земли в Аризоне принадлежит индейцам, только это не всегда очевидно, потому что большинство территорий никак не выделено, кроме маленького знака на обочине "Вы вьезжаете на территорию племени Апачи/Хопи/Чероки и т.д." В Аризоне живут представители двадцати ныне существующих индейских племен. В резервациях действует "самоуправление" и полиция Штата на их территориях не работает. На практике это выглядит так. Клиентка желает получить развод с нынешним мужем и вступить в брак с другим гражданином. Для этого нужна подпись первого мужа. Но бывший супруг накануне устроил драку в баре и сбежал от полиции, а поскольку в его жилах течет кровь Апачей, он сидит в резервациях и достать его оттуда невозможно ни полицией, ни судебным исполнителем, который имеет повестку в суд по разводному делу.
Суды у племен тоже свои. В них могут присутствовать адвокаты "с большой земли", но только если у адвоката есть соответствующая лицензия, которую получить очень сложно (и для каждого племени нужна отдельная лицензия). Таких адвокатов во всей Аризоне - человек 60 от силы, и они очень обеспеченные люди по одной простой причине - без таких адвокатов ни у банков, ни у агентств по сбору долгов нет доступа к жителям резервации. Например, индеец приобрел в кредит машину, заплатил первый взнос, а потом свалил с машиной в резервацию и платить перестал. Будь должник бледнолицым, банк бы подослал специальную службу, которая бы машину конфисковала, продала с аукциона, и вернула банку кредит. В случаях с индейцами, ни у одной структуры нет полномочий забрать машину с резерваций. Поэтому банк через специального адвоката подает иск в племенной суд. Адвокат является на слушанье и показывает судье долговые обязательства владельца машины. Если судья впечатлился, он подпишет разрешение забрать собственность с территории резервации, и с этим разрешением машину уже конфискуют. Но судья вполне может решить и в пользу владельца машины. Судьи, кстати, в племенных судах не то что не имеют юридического образования, а часто не имеют никакого образования вовсе. Судьей становится тот, кого назначит вождь.
Настоящего вождя племени я видела однажды. Года полтора назад в наших краях случился около-иммиграционный скандал. На территории резерваций, обычно, существует казино. Федералы не облагают налогом игорные заведения, находящиеся на территории резерваций, индейцы имеют свой маленький гешефт. Дальше, есть такая культурная особенность - мексиканцы обожают азартные игры и очень часто ходят в казино. Не такие, как все видели в "Ocean's 11", а прокуренные сараи с игровыми автоматами в 1 цент. Чтобы войти в казино, надо предьявить удоствоерение личности с указанием возраста. Естественно, у нелегалов нет местных прав или других американских документов, а поиграть охота. Поэтому они показывают на входе "matricula" - мексиканская консульская карточка с портретом, датой рождения и домашним адресом в США. Местная депортационная полиция смекнула, что у кого такая карточка - тот нелегал. Поэтому местные иммиграционные службы полюбовно договорились с несколькими казино (думаю, посулив, что не будут проводить у них рейды по выявлению незаконно трудоустроенных), что человек, проверяющий на входе документы, будет снимать копию матрикулы. Собрав несколько десятков таких копий, депортационные офицеры прокатывались по адресам, указанным на карточках, и выполняли план по отлову нелегалов на текущий квартал. Продолжалось это несколько месяцев, пока несколько племен не подали в суд коллективный иск против правительства за незаконные операции на индейских территориях.
Дальше грохнул страшный скандал. Из Вашингтона прикатили важные дядьки в дорогих костюмах, полетели головы местных чиновников в иммиграционном департаменте, кучу народа публично выпороли. После чего дядьки в костюмах собрали брифинг для иммиграционных адвокатов и представителей правозащитнических организаций. Я на этот митинг пришла, и по школьной еще привычке заняла место в первом ряду. Первые полчаса были скучны - мужик в пиджаке с умным видом зачитывал рапорт, из которого следовало, что если федералы и превысили полномочия, то совсем чуть-чуть. И никто не пострадал, а кто пострадал, тот сам себе злобный буратино и депортирован по делу. И тут вечер перестал быть томным. С заднего ряда громогласно прокатилось: "Это все дерьмо собачье!" Все оборачиваются, и мы видим, как с заднего ряда поднимается двухметровый мужик с орлиным профилем и в головном уборе из перьев. И вид у него такой, что вполне можно предположить, что каждое перо символизирует скальп бледнолицего в трудовой биографии мужика. В голове моментально пронеслось: "Апачи вышли на тропу войны," а вождь, убедившись, что произвел нужный эффект, начал наезжать на мужиков в пиджаках: "Вы пришли на мою землю, вы оскорбили мой народ!" Вашингтонские дядьки попытались чего-то вякнуть, но вождь их порвал в клочья. Короче, конференцию нашу свернули и пообещали созвать новую, когда будет готов другой рапорт. Так и ждем полтора года.
Если выдастся время, расскажу про индейцев в клиентах (не дай бог ни одному адвокату).