Северный край. Временная песня для жителей Архангельской области

May 29, 2020 19:17

(Обычно я публикую свои песенки в ЖЖ kulturka-ru, но эту для разнообразия помещаю тут).

В течение последних полутора лет году мною было сочинено довольно много песенок, посвящённых разным городам. Помимо песенок на петербургскую тематику, вдохновлённых картинками Алисы Юфа, это были предвыборные марши на злобу дня: Петербургский, Московский и Новосибирский, а также «универсальный» (для любых населённых пунктов). Сегодня же я обращаюсь к ещё одному региону, а именно Архангельской области, где мне в своё время довелось побывать. Сегодня это во многом депрессивный край, теряющий население и перспективы развития. К тому же ряд его территорий намечено превратить в гигантскую свалку отходов, что вызывает возмущение у местных жителей. Они протестуют, как могут, но голос их в стране слышен недостаточно. Мне захотелось немного ободрить архангелогородцев и жителей других мест этой области. Результатом явилась новая (80-я) паразитическая песенка.

Её мы сочинили вместе с покойным Вилли Остерманом (1876-1936). В 1930 г. им была написана песня «Однажды на Рейне» («Einmal am Rhein»). Остерман написал тогда и музыку, и слова. В трёх куплетах им восхваляются мощь и красота немецкой реки, букет рейнского вина, которое лирический герой вместе с любимой пьёт на берегу при лунном свете. Вскоре песня была им же напета на пластинку и зазвучала по радио, после чего её запела вся страна. Она и сегодня занимает почётное место среди немецких патриотических песен. «Однажды на Рейне» написана в ритме вальса, но очень часто её использовали не как танцевальную музыку, а как Schunkellied, т.е. как хоровую песню, которую поют, взявшись за руки и раскачиваясь из стороны в сторону. Это помогает ощутить единство даже незнакомым друг с другом людям, если они собрались вместе.

Музыка Остермана привлекла меня мелодичностью, напевностью, спокойным и в то же время живым ритмом. В общем, музыкальная её материя хорошо соответствует величавости воспеваемой реки. Поэтому мне показалось, что и для могучей Северной Двины она хорошо подойдёт. Двина, правда, короче Рейна в 1,65 раза (744 км против 1230 км), но если считать вместе с Сухоной как основной составляющей, то оказывается длиннее (1302 км). А по водосбору и полноводности существенно его превосходит: двинский бассейн обширнее в 1,93 раза (357 тыс. кв. км против 185 тыс. у рейнского), а годовой сток Двины в 1,39 раза больше, чем у Рейна (110 куб. км против 79 куб. км у Рейна).

Что же касается содержания песни, то здесь дело обстоит сложнее. С величавостью у Двины всё в порядке. Но вот мироощущение людей на её берегах явно отличается от мироощущения в краях, где мягкий климат, многовековые традиции каменно-городской жизни (в тех же домах, где жили прапрадеды) и налаженное виноделие (причём виноградники тоже много поколений подряд принадлежат одним и тем же семьям). Условия Русского Севера мало располагают к благодушию - что то по отношению к природе, что по отношению к начальству. Оттого мне показалось разумным подчеркнуть связь природной среды с характером поморов, их жизненной стойкостью, привычкою рассчитывать в первую очередь на собственные силы. В какой-то мере - указать на солидарность сопредельных территорий Северо-Запада с Архангельской областью.

Как и у Остермана, в моей песенке три куплета с припевом. Схема рифмовки в основном сохранена.

Благодаря популярности этой песни, в Сети доступно довольно много её записей. Но, как ни странно, найти полноценное исполнение довольно сложно. Сам Остерман записал её в двух вариантах - с тремя куплетами и с двумя, но вокал у него был неважный, чисто любительский. Были и более удачные варианты, но обычно неполные (не более двух куплетов), часть исполнителей к тому же начинает песню с припева. Из понравившихся мне укажу на запись с исполнением неизвестного певца (3 куплета).

А ещё одну можно, пожалуй, считать эталонной в вокальном отношении - это пластинка с исполнением известного баритона Хайно (Хайнца Георга Крамма):

image Click to view



(Если видео не откроется, см. тут).

Что же касается чисто инструментальных версий, то приличных (т.е. в хорошей аранжировке и пригодных для полноценного музыкального сопровождения) записей такого рода в Сети почти нет. Отыскались, правда, два неплохих варианта, но лишь из двух куплетов каждый. Первый вариант был записан оркестром Карла Войчаха (если видео закапризничает, см. тут: https://m.vk.com/video156833707_456239128).

Вторая запись - караоке в исп. аккордеониста Франка Шрёдера:

image Click to view



(Если видео не откроется, см. тут).

Что касается нот, то они выпускались не раз, но варианта с партитурою мне не встретилось. В Сети доступно как минимум 2 варианта клавира с текстом, даю ссылку на тот, где даны все три куплета.

Напоследок выражаю робкую надежду, что архангелогородцам наш с г-ном Остерманом сюрприз понравится.

Итак, читаем / слушаем / подпеваем / раскачиваемся в такт:

СЕВЕРНЫЙ КРАЙ
На мелодию песни «Однажды на Рейне»
(«Einmal am Rhein»)
1. Кто не видал
Архангельск наш, ветрам открыт,
Кто не слыхал,
Как чайка тут над ним кричит?
Этот простор
Любит помор,
Край свой он обжил судьбам наперекор.

Припев:

Северный край
Над вольной Северной Двиной,
Северный край,
С тобой живём судьбой одной.
Северный край,
Живи и горя ты не знай,
Тебя мы любим и храним,
Тебя всегда мы защитим.
Мирно ты процветай,
Наш милый край!

2. Двинской волне
Преграды не было и нет,
Нашей Двине
Соседки-реки шлют привет.
Волхов, Нева,
Кола, Пскова,
Кемь и Печора шлют ей дружбы слова.

Припев.

3. Этой землёй
Народ особенный рождён,
Твёрдой стопой
Стоит у вод студёных он.
Предков он чтит,
Миру открыт,
Смело в грядущее своё он глядит.

Припев.

© Вилли Остерман (музыка), 1930. *
© А. Логос (kulturka-ru), слова, 2020.

* В связи с тем, что после кончины В. Остермана прошло свыше 70 лет, его творчество с 2007 г. находится в общественном достоянии и в Германии, и в России.

в рифму, музычка, песенки, политика, Восточная Европа, patriotica, паразитические песенки

Previous post Next post
Up