Я очень радуюсь, когда слышу от фотографов, что личный сайт им совсем не нужен, что альбомов в фейсбуке и профиля на фотосайте любому из них вполне хватает, для презентации работ клиентам. Заниматься пиаром для настоящего художника - дурной тон, считают они, равно как и бегать за заказами. "
Пусть деньги гоняются гениями, а не гении за деньгами", - говорят мои коллеги, лениво скармливая очередной свежеотснятый шедевр социальной сети. Потом они устраиваются поудобнее перед компьютером со стаканом вина в руке и делают праздничный глоток за каждый полученный лайк.
Жизнь могла бы быть другой, если бы они поняли, что:
1. Фейсбук не в состоянии заменить сайт. Он отлично подходит для неформального общения, но есть куча потенциальных клиентов, у которых его нет и никогда не будет. То же самое относится и к вконтакте с одноклассниками. Получив вашу ссылку с портфолио, они не знают куда там и на что нажимать. Более того, для того, чтобы иметь счастье лицезреть портфолио им придется зарегистрироваться, оставить свой номер телефона, получить смс с кодом...
И, кстати, в отличие от нас, фотографов, у большинства людей соцсеть - вещь глубоко интимная и существует только для общения с близкими друзьями. Задача найти фотографа для съемки топменеджмента компании, безусловно, вещь тоже интимная, но не до такой степени.
2. Фотосайт и 500 пикселей бесплатно предоставляют свой замечательный сервис для демонстрации своего портфолио. Более того, размещая там картинки вы гарантировано получаете просмотры. Пусть чаще всего это не заказчики, а такие же фотографы, но все-равно просмотры - это приятно. Только на сервисах существует та же самая проблема, как и в фейсбуке - далеко не всегда очевидно куда и на что нажимать. А тут ещё куча различной рекламы и какая-то очень красивая картинка с голой женщиной, правда, кажется, совсем от другого фотографа. Одно нечаянное движение, и потенциальный заказчик попадает в пандору фотографов. Система рейтинга нарочно подсовывает им самые залайканные фотографии, от которых у простых смертных расширяются зрачки и захватывает дух. Это же каким недальновидным предпринимателем надо быть, чтобы уводить клиентов на сайт с тысячами своих конкурентов? Давать ссылку на фотосервисы - это все равно что притащиться на собеседование и вывалить на стол эйчару куча резюме конкурентов.
3. Фотографа продают не только его работы. Очень важны и личные достижения в виде красивого списка клиентов, выигранные конкурсы, сопливые восторженные отзывы с большим колличеством восклицательных знаков и смайликов (по этому списку я ещё пройдусь в посте про сайт). Новостная лента фейсбука с инстаграмом как аллигатор проглатывает все ваши достижения, унося их в пучину давно былого и большинством недолистанного. Тем не менее, эти сведения могут оказаться решающими для дяди из Мерседеса, потому что вы, как работавший с Хундаем и Бентли, уже имеете опыт настоящей рекламной съемки автомобилей. Уметь снимать красиво - это один талант, а работать в соответствии с брендбуком и техтребованиями - совсем другой.
4. Клиенты ленивы. Причем, я очень хорошо могу их понять. Представьте себе, сидеть три часа подряд в интернете и искать того самого, единственного фотографа. Как тяжело в нашем мире яндексдирект потребления и черно-розовых сайтов что-то искать. Как благодарны они будут тому замечательному человеку, который не стал писать красным по синему и не сделал из сайта квест с непонятной картинкой, часть из которой (угадай какая) нажимаемая, а четко и ясно написал разделы меню: портфолио, цены, контакты, краткая история жития великого фотографа, отзывы. Для того, чтобы иметь такое чудесное меню, придется сделать сайт. Иначе никак!
5. Чтобы яндекс и гугл правильно вас проиндексировал, надо написать правильные мета данные и h1 заголовки. Все только звучит страшно, на самом деле большинство сайтосервисов "сделай сам" облегчают все до вставки текста в соответствующее поле, и никакое знание html при этом вовсе не потребуется. Мой любимый
wix.com, на котором я сейчас создаю уже третий по счету сайт, вообще придуман для лириков и лентяев. Гримерша Катя Балычева слепила с его помощью вполне приличную
страницу собственноручно, хотя до сих пор считает "A href" и "img" нецензурными указаниями програмистов кому и на куда идти.
Для чего нужно правильное индексирование сайта? Чтобы гуглояндекс поднял вас в поиске выше всех наших любимых коллег. Конечно, мета тегами и заголовками seo сайта совсем не ограничиваются, но, по моему скромному опыту, имеет критическое значение. Уже больше как полгода делаю ровно ноль для продвижения своего сайта, а он по многим критически важным ключевым запросам он не сполз дальше второй-третьей страницы.
Хорошая выдача в поисковой системе - главный поставщик заказчиков. Можете спорить со мной и доказывать как чудесно работает сарафанное радио. Оно, безусловно, работает. И процент возврата клиентов у меня хороший, и постоянных, приносящих стабильный немалый доход тоже. Но вряд ли бы мне удалось поработать с Раффайзеном, KPMG, АФК Системой,
Николаем Павловым и другими чудесными людьми и компаниями, если бы они меня не нагуглили.
6. Даже если заголовки прописаны криво, все равно у вас есть возможность висеть на первой странице, благодаря контестной рекламе. Яндекс Директ и Гугл Эдвордс стабильно приводил мне клиентов при бюджете $50 в месяц. Если интересны подробности настройки, то я с удовольствием расскажу их, но уже в отдельном посте. Стоит ли тратиться на рекламу, если ваша ссылка ведет не на личный сайт, а на страницу вконтакта или фотосайта? Читайте первые два пункта этой статьи.
7. Самый важный пункт! Ваш личный сайт - это ваша визитка (которая, кстати, фотографу тоже очень нужна). От того, какой сайт, можно судить и то, как вы относитесь к своей работе. Большие корпорации сначала изучают внимательно сайт фотографа, а потом уже решают, отправить ему документы на участие в конкурсе с жирным бюджетом или нет. Хотите получать серьезные заказы? Подрудитесь корректно, но впечатляюще представить себя. Бывают случаи, что поклонник, который следит за вашим профилем на 500пикселей заказывает вам съемку корпоративного календаря. Только случаи с поклонниками единичные, а работы очень и очень много. Пошли бы вы к стоматологу, у которого нет своего сайта? Заказали бы путевку у турфирмы, которую невозможно найти в интернете. Пожалуй, только если близкие друзья настоятельно их отрекомендуют. Только вот услуги фотографов не так популярны, как кариес или отпуск. Зачастую заказчикам просто не к кому больше обратиться, кроме интернета. А чтобы достойно выглядеть в интернете, читайте все семь пунктов выше.
Сидят мои коллеги перед экраном и тщательно подсчитывают лайки. Везет им, у них хватает на это время. А ведь среди них есть очень талантливые ребята, которые могли бы работать не покладая фотоаппарат, иногда даже по нескольку съемок в день. Но тогда, вероятнее, было бы меньше работы у меня, а поэтому, господа фотографы, не вздумайте, не вздумайте делать себе сайты!!!
Чтобы рассказать друзьям-фотографам о вреде сайтов, нажмите одну из кнопочек ниже
Другие полезные советы:
Как выбирать моделей
Девушки бывают такие непослушные
Список ЖЖ-шного чтения
7 нескучных способов выучить английский
К ак укротить злых теток из ЗАГСа
Умный чувак этот Уил Смитт