Оригинал взят у
stbcaptain в
Театральный цугцванг Отмена планировавшегося к показу 11-го июля балета "Нуреев" в ГАБТ вызвала бурное обсуждение как в российских СМИ, так и за рубежом. Мнения участников развернувшейся дискуссии так или иначе сводятся в 3 (три) основных версии (ниже). Полагаю, однако, что на самом деле горячо спорящие театральные деятели и журналисты так и не смогли увидеть леса за деревьями - т.е., обращая пристальное внимание на второстепенные по сути детали, не смогли заметить главного.
Понятно, что само решение гендиректора ГАБТ Урина о постановке балета на столь неоднозначную и щекотливую тему изначально было обречено на масштабный скандал - ни он, ни постановщик К. Серебренников не могли не осознавать, что обращение за средства госбюджета к теме невозвращенца в СССР и гомосексуалиста Нуриева (так его фамилия писалась в прежние времена), умершего от ВИЧ, неизбежно спровоцирует конфликт мнений в российском обществе. Я позволил себе оценить разворачивающиеся события как с учетом вышеупомянутых трех версий, так и с учетом старого, но не потерявшего свою актуальность выражения "Сui prodest?" - "Кому выгодно?"
Версия В. Урина: "Балет не готов". Озвучена им на пресс-конференции 10-го июля, совершенно внезапно для самих участков балета, после двух итоговых прогонов. "Дело в хореографии" - заявил Урин. На вопросы, почему решение о переносе сроков было принято за три дня до премьеры, а не раньше, он попросту отказался отвечать. К. Серебренников заявил, что перенос премьеры является решением ГАБТ, и тоже отказался от дальнейших комментариев.
Гедиректор ГАБТа Урин на пресс-конференции
Версия СМИ: "Балет запрещен минкультом РФ из-за пропаганды гомосексуализма". Широко муссируется многочисленными СМИ самой различной ориентации - от Веденеева с "Эха Москвы" до ТАСС со ссылкой на "источники из минкульта РФ". Тон варьируется от откровенно конспирологического веденеевского ""На прогоне были представители РПЦ. Но в штатском. Они добежали до Тихона. Тихон позвонил Мединскому. Мединский позвонил Урину и изобразил ярость и истерику", до ТАССовского "Нуреев" отменен по личному распоряжению министра Мединского". Особый интерес вызывает статья Татьяны Кузнецовой "Пляски вокруг "Нуреева", опубликованная в "Коммерсанте" 10-го июля, в которой автор прямо пишет - "Версия о "неготовности" и будет оглашена на брифинге в понедельник", а далее ссылается на некий "начальственный окрик" и "звонок из высоких инстанций", как причину переноса премьеры балета.
Минист культуры РФ В. Мединский
Версия западных СМИ (газета "Гардиан", агентство "Франс-пресс", "Би-би-си" и т..д): преследования К.Серебренникова и его "Гоголь-центра" и "Седьмой студии", в отношении которых возбуждены уголовные дела о растрате и хищении бюджетных средств (сам Серебренников проходит "свидетелем"). Свое развитие эта версия получила в откровенно пролиберальных СМИ типа "Дождя", который завил, что "следствие хотело заключить под стражу и самого Серебренникова, но за него перед президентом Владимиром Путиным вступились высокопоставленные чиновники".
К. Серебренников
Итак, вернемся к главному вопросу - "Кому выгодно?":
- министерству культуры РФ, правительству, президенту, или российскому государству в целом? Однозначно "нет": целенаправленно вокруг балета создана такая ситуация, что и поддержке "Нуреева", и при его снятии с премьеры, все шишки в результате посыплются именно на власть. Причем большая часть общества будет выступать против обращения к столь скандальной и провокационной по сути теме, а либералы это используют в качестве иллюстрации властного произвола и гонений на себя.
- Гендиректору ГАБТа В. Урину? Однозначно "да": после этих скандальных событий его контракт, истекающий в 2018-м году, либо будет продлен, либо он станет авторитетным "борцом за свободу искусства", которого с удовольствием примут на Западе в качестве очередного информповода для очередной антироссийской кампании.
- К. Серебренникову? Однозначно "да": после его привлечения Уриным к провокационной постановке он приобретает защиту и поддержку как западной, так и либеральной российской общественности и прессы; судя по всему, и Урин, и его протеже Серебренников надеются на благополучное избежание последствий уголовных дел в отношении "Гоголь-центра" и "Седьмой студии" - любые дальнейшие шаги государственных органов в этой обстановке неминуемо приведут к раздуванию ореола непогрешимости и "выдающегося таланта" Серебренникова, который в такой ипостаси будет тоже крайне выгоден Западу.
- Т. Кузнецовой, мать которой, бывшая артистка ГАБТа Фаина Ефремова, пребывает в плотных и дружеских отношениях с Уриным? Тоже "да" - причем ее репутация пророка в мире искусства будет существенно укреплена.
И, в итоге, заснятый на видео итоговый прогон балета, на котором компанию Урину составляли Абрамович и Швыдкой, будет распространяться на Западе как балетный шедевр гениальных жертв российской цензуры.
По моему сугубо личному мнению, все произошедшее и происходящее вокруг "Нуреева" напоминает явно и осознанно спланированные действия, результатом которых является эффективная заготовка информационных операций в преддверии выборов в России. И что развернется в ходе выборов с этой стороны, даже трудно предположить.