Глава десятая начинает раздел четвертый и последний, в которой автор, наконец, рассказывает, как общаться с кастомерами. Конкретно в десятой главе раскрывает тему "Сервис для кастомеров".
Определений что это, масса. Для Саппорта он предлагает следующее: "не вещественная плюшка, которую продавец предоставляет покупателям/клиентам, чтобы те лучше понимали/вообще могли работать/работали, используя все возможности продукта, с целью, чтобы покупатель извлекал максимальную пользу-выгоду из продукта и был счастлив".
Если в двух словах - саппорт должен прибавлять ценность к продукту в глазах клиента, иначе это трата денег впустую.
Когда разговариваешь с клиентом, надо помнить, что одно и то же слово и действие звучит и выглдяит совершенно по-разному в разных глазах. У клиентов разные
- восприятие, например, разные культурные особенности. Кого-то от "привет!" воротит, кто-то "Здравстуйте!" плохо переваривает;
- ожидания, это да. Кто-то ждет нормального профессионального ответа, кто-то - что вокруг будут скакать с шампанским, а кто-то в ужасе ждет, что вместо просто ответа будет "сервис",
- опыт, если раньше саппорт был хуже - это плюс, а вот если лучше...
- вера, не та, которая в Будду, а в то, как оно есть и должно быть,
- ценности, кому-то нужна свобода, кому-то хлеб.
Крутиться надо, однако.
Кроме того, покупатель - он как айсберг: видно чуть, а под водой громада. Так вот чтобы ответить правильно, надо не с макушкой говорить, а тем, что под водой.
Автор предлагает шаги?
- Понять, в чем беда
- Что случилось? Почему вообще звонит клиент?
- Какие условия вызвали беду и звонок?
- Что прессует клиента?
- Чего клиент на самом деле хочет?
- Что клиенту на самом деле надо?
Отвечать надо на последний вопрос, исходя из ответов на предыдущие.
Кастомеры имеют право на хороший саппорт. И саппорт надо улучшать. Но как понять, что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
- Опрашивать самих клиентов. Они, правда, редко отвечают. На что тоже имеют право. Но спросить не помешает.
- Опрашивать сотрудников, от которых клиенты тащатся аки удав по стекловате. Сотрудники, правда, вряд ли смогут пояснить, что ж они такого делают - но опрашивать надо.
А что можно подгонять под желания клиентов?
- Структуру, та, которая пирамидальная, как передавать с уровня на уровень.
- Процесс, чтоб помогал всем, а не мешал.
- Политику - то есть правила, как отвечать.
- Систему наград.
Дальше автор говорит, что все предыдущее - оно, конечно, правильно, научно и так далее, но главное - это как сотрудник относится к работе. Автор на своем опыте выделяет несколько вариантов отношения (найди себя, предлагает автор):
- "Я просто отсиживаю свой день, а Вы мешаете, работать заставляете!" - гнать таких надо. А если это Вы - то меняться.
- "Я буду служить вам, но ровно до той степени, сколько необходимо" - это лучше, но не дает возможности выиграть в борьбе с конкурентами.
- "Я круче и докажу это тебе!" - это от неудовлетворенности. Хуже, чем первый вариант.
- "Мне нравится решать технические проблемы, но общаться с людьми - это же ужас..." - полезный индивид, но выпускать его к людям не очень хорошо.
- "Просите все - получите больше, чем просите!" - это лучший стиль поведения. Только встречается редко.
Попросите коллегу сделать что-то вне его прямых обязанностей - и Вы узнаете, кто он. Возможно, узнаете, и кто Вы.
Клиенты хорошие. Но не все. Но многие. Те же немногие, кто нет, они могут
- Сказать, что саппортист ни черта не знает. Остается доказывать, что знаете.
- Потребовать "своего" саппортиста. Плохая практика.
- Матюгаться на предложенное решение.
- Пожаловаться начальству.
- Начать оскорблять.
- Отказаться от услуг из-за акцента, расы, чего-то еще.
И что делать?
- Релаксировать. Чтобы всегда оставаться в спокойствии.
- Моделировать ситуации и контролировать себя. Не накручиваться - а сохранять спокойствие.
- Соглашаться.
Мало? А что делать.
Теперь забудем про тех немногих, и поговорим про многих хороших.
Чем хороший саппорт отличается от остальных?
- Как минимум, уровень соответсвует обещанному.
- Увроень поддержки не меньше, чем у конкурентов.
- Поддержка помогает клиентам быть счастливыми.
- Оказывать всю помощь, чтобы клиент успешно использовал продукт.
- Помощь без ненужных вопросов и протоколов.
- Честность.
Сам автор разработал "Шесть шагов навстречу счастливому клиенту". Вот они:
- Идти навстречу желаниям клиента.
- Благодарить за высказанные требования.
- Выслушивать все запросы.
- Уважать желания.
- Прислушиваться к предложениям.
- Если клиент хочет ну слишком много - предлагать, что есть, но мягко.
Саппорт - это работа с клиентами. А клиенты хотят не так уж много:
- Ясность, чтоб было понятно.
- "Сердечность", то есть готовность помочь.
- Уважение, понимание, что клиент не может знать все.
И последнее - не заставляйте клиента по сто раз объяснять одну и ту же проблему. Помните, это признак не-профессионализма или плохого процесса. Если же процесс хорош и люди профессионалы, значит, клиента гоняют по кругу, поскольку не знают, что ответить.