Moyenageux

Apr 20, 2008 21:27

Собрались в кучу разные средневековые ассоциации...

Во-первых, преследующая меня уже добрых полтора десятка лет история с Богородицей. Будучи первый раз в Лувре пошел, понятно, в средневековые залы - и там безнадежно завис в зале со скульптурой XII-XIII вв. Поразило (и поражает до сих пор) сочетание удивительной однотипности и штампованности скульптур с наличием у каждой из них индивидуальной узнаваемости (еще сильнее это видно в музее Клюни, где я вообще бывал всякий раз, как мог и даже сверх того). И вот одна из небольших скульптурок, Богоматерь с Младенцем, отчего-то пронзила меня так, как редко бывает, особенно если учесть, что я вообще к скульптуре малочувствителен. Вплоть до того, что снилась регулярно. Скульптура анонимная, их там с десяток, с одинаковой подписью "Auteur anonyme XIII siecle" или что-то в этом духе. В следующий раз в Лувр я попал лет через пять; первым делом, конечно - в этот зал.
Не нашел. То есть добрый десяток скульптур на месте, все то же сочетание стереотипности и индивидуальности, а вот той - нет. Не нашел и впоследствии. До сих пор не знаю: то ли не узнал, то ли экспозицию сменили.

Во-вторых, в том же Лувре - вещицы, которые для меня долгое время символизировали вообще все европейское средневековье. Разного рода утварь византийской выделки, но в франко-германской аранжировке. Выглядит следующим образом: тонкой работы кубки или диадемы, с мифологическими или христианскими сюжетами - где литье, где чеканка, где нить и пластины, вставки из слоновой кости и пр. Я в ту пору еще был наполнен всякими византийскими вещами, так что внимательно изучал на предмет сюжета, узнавал какие-то техники и пр. И на всем этом узорочье - выплавлены, пробиты или вырезаны большие дыры (побольше, чем фигурки или детали орнамента), в которые вставлены зда-аровые такие драгоценные камни. Ну и по краям заклепки, чтоб держались. Это даже круче, чем просто золотая гайка на пальце или крест в полкило на груди. Плащи и мантии в то время были преимущественно малиновыми, понятно, без базара.

А недавно столкнулся в одном стихотворении Дешана с непонятным местом, стал разбираться. Неясный термин - Lendit, разъяснился довольно скоро (вот, например: http://www.saint-denis.culture.fr/en/3_5b_lendit.htm), ежегодная ярмарка в Сен-Дени в XI-XV вв, но я лишь через какое-то время осознал, что ныне действующий рынок в Сен-Дени - точь-в-точь на этом же месте. Он, конечно, не ежегодный (хотя и ярмарки бывают), а два раза в неделю, но ощущение какого-то смещения времен было - я там регулярно какие-то мелочи покупал, и ларек с медом там очень даже неплохой.
Впрочем, негритянский городок Сен-Дени вообще занятное впечатление производит: когда видишь у стен той самой базилики поведенческие паттерны, подробно описанные африканистами, - даже какая-то иллюзия понимания Африки возникает. Иллюзия понимания Европы, правда, улетучивается.

moyenageux, train-train, Путешествия

Previous post Next post
Up