Не везло мне раньше с фестивалями, проводившимися в филармонии. То есть везло, конечно, но не в полной мере: ни разу я не была ни на одном открытии. Почти всегда тормозила и не успевала купить билеты, а тут подсуетилась и купила. Два последних, боковых.
Что вообще такое Бах-фест? Это такой фестиваль, придуманный органистом Свердловской филармонии Тарасом Багинцом. Он же является арт-директором фестиваля. Сам Бах-фест проводится уже в пятый раз, и каждый год тема меняется. В прошлом году, помню, была тема Реформации. В этом - "Бах и страницы итальянской музыки". То есть в течение месяца в Свердловской филармонии пройдут 9 концертов, на которых будет исполняться музыка Баха: известная и неизвестная, на органе и клавесине, с участием хора, оркестра или соло. И кроме произведений этого композитора, прозвучит итальянская музыка. Ей вдохновлялся Бах, а музыкой Баха вдохновлялись более поздние итальянские композиторы.
Один из самых главных участников фестиваля
Наталья Вильнер, рассказывая о сегодняшнем концерте, упомянула, что Бах никогда не завидовал другим талантам: "Только средний, умеренный композитор может недружелюбно относиться к другим творцам". Баху было всего 20 лет, когда он открыл для себя концерты Вивальди, и это было одно из самых ярких музыкальных впечатлений в его жизни. Он сделал переложения 16 концертов итальянских композиторов для различных инструментов, чтобы этой музыкой смогли насладиться как можно больше слушателей.
Баха много не бываетОткрывал фестиваль немецкий органист Кай Йоханнсен, как я поняла, программу тоже выбирал он. По крайней мере, я впервые услышала, что по пожеланию исполнителя несколько маленьких произведений были как бы объединены в одно целое (хлопать можно было только после последнего). Про аплодисменты в филармонии я как-нибудь напишу отдельный пост, это точно. Вообще я уже писала, что не все относятся негативно к тому, что зрители хлопают после понравившейся части произведения. Но сегодня Наталья Вильнер вышла на сцену и сказала, что так не принято, и следует попридержать овации до конца всего произведения. Мне показалось, зал почувствовал себя немного провинившимся школьником. И начинал хлопать только когда музыкант уже вставал со скамейки.
Ура, можно начинать аплодировать!Кстати, скамья органиста лишилась той части, которая скрывала от нас ноги музыканта. И если раньше о том, что в ход пошла ножная клавиатура, можно было догадаться только по звуку или по напряженной спине органиста (а некоторые еще и за скамейку держались двумя руками, когда надо было исполнять пассажи ногами), то теперь всё на виду.
Как было и как сталоИ можно сидеть и спокойно восхищаться тому, как же слаженно работают у органиста руки и ноги. Хотя Тарас Багинец говорил, что всё это вторично: не так сложно научиться одновременно играть на мануалах, ножной клавиатуре и переключать регистры, как вообще научиться играть. Без пальцевой техники не будет ничего.
Кай Йоханнсен очень необычный органист. Он не только играет на органе классическую музыку, но и дирижирует, и импровизирует, и джаз любит. Играл он с огромной самоотдачей. Раньше, в детстве, я думала, что органист всегда сидит прямо, как скала, а двигаются только пальцы рук и иногда веки, когда надо моргать. Вот какой-то такой был образ: ноль мирского, только серьезное лицо, только орган, органист и музыка между ними. Оказалось, всё может быть гораздо разнообразнее. Вот и Кай Йоханнсен, исполняя музыку Баха и итальянских композиторов, делал это живо (не в смысле vivo, а в смысле проживая эту музыку, пронося ее сквозь себя и отдавая в зал).
Кай Йоханнсен и орган Свердловской филармонииОсобенно мне запомнились три произведения, объединенные Каем в один цикл, грубо говоря: Канцона Фрескобальди, Канцона ре минор Баха на тему Фрескобальди, и Presto ре мажор Скарлатти. Всегда любила вариации, и здесь было интересно посмотреть, как по-разному звучит одна и та же тема в сочинении итальянского и немецкого композитора.
А вот на бис Кай Йоханнсон сыграл что-то такое (и опять мне не известное), что заставило меня почти позабыть весь концерт. Вот,
dmagog, где мощь органа! Весь его звук. Это было явно не сочинение классика, что-то более современное, но от того не менее интересное. Спросите кто-нибудь у Кая, что же это было, на творческой встрече шестого марта :)