Короче, я же тут побывал на КомМиссии. А кроме того, наконец-то прочитал их каталог, то бишь, по сути, альманах того, что они выставляли в этом году (включая и
наш комикс). В общем, ознакомился с состоянием российской комикс-культуры, не скажу пока “комикс-индустрии”. Видел еще, кстати, косплееров во впечатляющих костюмах, но только мельком.
В общем, что такое комиксы, у нас уже представляют. И довольно многие - не только Эл с Корвином - рисуют весьма неплохо и даже просто хорошо. Не все, конечно, но даже те, кто не идеален, производят не безнадежное впечатление. Во всяком случае, на мой взгляд - я рисовать не умею, но комиксы люблю.
Однако сердцу все равно есть, отчего облиться кровью. С комиксом фишка в том, что это синтетическая арт-форма, и помимо изобразительной части, у нее есть нарративная, или даже литературная: сюжет, диалоги, персонажи. И вот с этим полный швах.
Половину работ в альманахе читать просто неловко, остальное скучновато. Для почти всех работ всех видов - комиксы, манга, стрипы - я могу назвать все источники, которые передраны автором. Сюжеты есть нескольких видов: задуманный подростками мега-эпос; задуманный ребятами чуть постарше киберпанк-эпос; сопливая философия, которую всегда понимают как сочетание примитивного цинизма с сопливой мелодрамой; гы-гы; девчачьи wet dreams. Я понимаю, что в ограниченных рамках конкурса трудно захерачить что-то класса Watchmen, но надо же уметь работать с малой формой. (Я не говорю, кстати, что наш вклад был идеален, но речь не о нас.)
За версту видно, что каждая вторая работа создана 17-летним дилетантом с гигантскими творческими амбициями. Через эту стадию, конечно, проходят все, но если уж работа вынесена на публику, то юность и глупость - не оправдание. В общем, преобладает графоманское любительство. Это я еще ни слова не сказал об опечатках, которые здесь такое же обычное дело, как взятки в российском бизнесе.
В принципе, это не очень удивительно. Отчасти - поскольку упражняться в рисовании можно на отдельных картинках, которые не так сложно делать, а вот практиковаться рассказывать истории в комикс-формате сложнее и энергозатратнее - требуется тупо больше усидчивости и силы воли. Это сразу отсекает огромную массу wannabees, которые хотят без труда рыбку из пруда.
Но и усидчивым нелегко, уже по объективным причинам: у историй должна быть аудитория, а у комиксов в России надежных каналов доступа к публике нет. Ну нарисуешь ты Watchmen, и что с ними делать? В жеже выкладывать? Как ни странно, КомМиссия и связанные с ней энтузиасты издающие инди-журналы, здесь приносят реальную пользу (всегда странно видеть что-то конструктивное), хотя хватит ли этого, чтобы перехерить российскую бедность, душащую любое инди - не знаю. Подозреваю, что будет, как с музыкой - через 20 лет после распада Союза у нас есть два десятка приличных групп (да, блять, и In A Nutshell), но по-прежнему в океане херни.
Раньше с комиксами было хуже, так что есть повод для осторожного оптимизма. Но пока это касается только картинки - нарратив в жопе. Имхо, на нынешней, всё еще ранней, стадии все энтузиасты увлеклись обучением рисованию и еще не вперли, что литературная часть в комиксе не может быть спущена на тормозах и не родится из ниоткуда («а, само получится, чё я, сюжет не сочиню?»), а требует не меньших творческих усилий, чем изображение. И в результате конь не валялся. Учиться, суки, учиться и учиться.