На схеме железных дорог Ленинградской области меня всегда занимало Ириновское направление довольно короткая линия, идущая из Петербурга на восток и заканчивающаяся на берегу Ладожского озера. Линия «в никуда», но по ней ходят электрички. Что же там, в конце? И как, собственно, выглядит Ладожское озеро, в честь которого называется конечная станция этой линии?
Еще я знал, что в войну именно эта железная дорога была «Дорогой жизни», и это было второй причиной, почему когда мне, наконец, поднадоело гулять по Питеру, в очередные выходные я сел на Финляндском вокзале на электричку и поехал до станции Ладожское Озеро.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1b/0_6a41f_e990ecff_XL)
Электричка до Ладожского озера идет где-то час двадцать минут. Линия проходит через Всеволожск, пригород Петербурга, относящийся, несмотря на относительную близость к нему, уже к Ленобласти. За Всеволожском крупных населенных пунктов нет, и линия действительно идет «в никуда» даже странно, что электрички еще не отменяют.
Когда-то эту железную дорогу построил некто барон Корф, чтобы возить по ней торф. Получилось в рифму :) Дорога была узкоколейная, и у нее был собственный небольшой вокзальчик, Охтинский. В 1920-х гг. ее перешили на обычную колею, дотянули до Финляндского вокзала, а Охтинский снесли. За станцией Мельничный Ручей во Всеволожске дорога сейчас разделяется на два направления на Ладожское Озеро и Невскую Дубровку и оба тупиковые. Дорога на Ладожское озеро однопутная. Единственная станция сейчас находится в поселке Борисова Грива, а в Ириновке и в других деревнях по пути только остановки.
1.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1b/0_6a431_1eb2e700_XL)
До Ладожского Озера я доехал на именной электричке «Смена». Ничем от неименных, впрочем, не отличавшейся.
2.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a42c_c078f6e7_XL)
Станция тупиковая, и, кроме электричек, здесь ничего не ходит. Однако станционное здание достаточно большое и необычное. Хотя на станции даже билетных касс нету.
3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a3ff_a505e12b_XL)
Первый памятник стоит прямо тут же на станции. Какой-то кусок разодранного металла. Понять, что это, я не смог табличка, похоже, сорвана.
4.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1a/0_6a400_e5eeebe5_XL)
Второй памятник тоже у станции, паровоз блокадных времен. И последний километровый столбик с надписью «Дорога жизни».
Увидев, что я фотографирую паровоз, проходившая мимо с электрички пожилая женщина посоветовала мне сходить в музей Дороги жизни, и показала как туда пройти. Про то, что в этом поселке есть музей Дороги жизни, я слышал, но планов туда сходить изначально не имел (не очень люблю музеи в целом). А тут, подумав, все же решил заглянуть. И не пожалел, но про музей чуть ниже.
5.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1b/0_6a42b_b2a00120_XL)
Насколько я понял по табличкам, здесь вплотную находятся два поселка пристанционный Ладожское Озеро и чуть больших размеров Осиновец.
6.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1a/0_6a404_811c3008_XL)
А вот и само Ладожское озеро. Оно здесь действительно совсем рядом. Ладожское озеро значительно больше похоже на море, чем настоящее питерское море, Финский залив. Оно и больше, и глубже, и суровей. Разумеется, оно мне не могло не понравиться :)
7.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1a/0_6a405_4dc68b39_XL)
Интересно, можно ли в ясную погоду разглядеть здесь дальний берег. До него должно быть около 25 км. Разумеется, само озеро гораздо шире, километров этак 120 на 170 это-то всего лишь его самая южная часть, Шлиссельбургская губа.
8.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a407_c3c284a4_XL)
9.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1a/0_6a409_b46d35a3_XL)
В Питере в этот день (4 декабря) было +2 и сыро да, собственно, в Питере до сих пор +2 и сыро. А на озере заметно прохладней. Шел снег, а песочек на берегу смерзся и образовал такую вот острую кромку. Интересно, когда замерзает само озеро.
10.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4527/33459091.1b/0_6a427_d3d382df_XL)
По крайней мере, болотца у дороги уже замерзли.
11.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1a/0_6a40a_7926137a_XL)
До музея здесь тоже всего несколько минут ходьбы, но по дороге к нему успевает встретиться еще пара памятников.
12.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a40b_4beba2d4_XL)
13.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a40e_53350d2f_XL)
Вот и музей. Сначала мне показалось, что дверь заперта, но когда я начал фотографировать наружную экспозицию, вышла тетенька и попросила заплатить. Я зашел, заплатил и посмотрел внутреннюю экспозицию тоже :) Посетителей в музее, говорят, довольно много бывает, особенно в более пристойное время года. При мне же были только двое мужчин, посмотревших все гораздо быстрее меня. Пришлось опять одному ходить с умным видом под бдительным взором музейных тетенек, чего я так не люблю; впрочем, оно того даже стоит.
14.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1a/0_6a410_9da58161_XL)
Музей мне очень понравился. Хотя содержание вроде обычное фотографии, схемы, документы, газетные вырезки, пулеметы и прочие не сильно большие предметы с тех времен, модели кораблей. Может, это потому что тематика интересная. Я в общем и целом не любитель военной истории, но тема блокады Ленинграда на меня всегда производила очень сильное впечатление. Да и просто жить в тех местах, где шли бои и стоят с той поры доты тоже, скажем так, впечатляет. Это тебе не Урал, где кроме Пугачева да белочехов ни с кем отродясь не воевали. Многое о Дороге жизни я узнал впервые. Например, меня удивило, что в летнюю пору баржами по Ладоге все-таки возили значительно больше грузов, чем зимой по льду на автомобилях и по временной железной дороге. Казалось бы, по льду проще...
15.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1a/0_6a412_7378d96d_XL)
Представляю, что тогда значило для людей прочитать в газете: ШЛИССЕЛЬБУРГ НАШ.
16.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a411_2f16af75_XL)
На этой схеме видна станция Ладожское Озеро (дальше, до бухты Морье, сейчас железной дороги нет) и бухта Осиновец, куда приходили баржи. На мыс Осиновец я пошел после посещения музея.
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a40f_d5a15fb5_XL)
Наружная экспозиция музея довольно масштабна.
18.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1a/0_6a416_9a272f8b_XL)
Артиллерия.
19.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1a/0_6a418_15a5bfbd_XL)
Суда (в очень плачевном состоянии, но так как-то даже лучше. Чувствуется, сколько времени прошло).
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a415_7991b158_XL)
Транспортный самолет даже.
21.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a41e_f810f520_XL)
А кое-что в музее появилось уже явно позднее. Например, эта груда металлолома все что осталось от сбитого штурмовика Ил-2. В частности овальная железка слева вроде как был лист брони за спиной летчика. Вмятины на нем как бы символизируют.
22.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1a/0_6a414_c5adfd6c_XL)
А это грузовик, поднятый со дна озера.
23.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a41c_3eef0fa7_XL)
Более крупным планом.
24.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1a/0_6a41d_6651f52e_XL)
Еще один памятник, на территории музея.
25.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1b/0_6a421_41dd71e7_XL)
За музеем начинается поселок, главная улица которого тоже называется Дорога Жизни. Я не сфотографировал, но поселок на самом деле в основном застроен новыми коттеджиками, многие с видом на Ладожское озеро. В общем-то немудрено, место хорошее. Я б пожил и сам :) Интересно, сколько стоит участок с видом на озеро...
26.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1a/0_6a40d_7a98ca90_XL)
Из Петербурга в поселок идет автодорога А128. И она тоже называется Дорога жизни. Начинается она в Питере в районе Ржевки, где называется Рябовское шоссе; проходит почти параллельно Ириновской железной дороге через Всеволожск, Борисову Гриву, Осиновец/Ладожское Озеро; и заканчивается в Морье, поселке еще километрах в пяти к северу отсюда.
27.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a423_38ca2df2_XL)
Трасса А128 на выезде из поселка.
28.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1b/0_6a41f_e990ecff_XL)
Мыс Осиновец сейчас в основном застроен. Чуть в глубине мыса находится маяк, ныне используемый в качестве мачты сотовой связи. Маяк построен в 1905 году, это второй по высоте маяк на Ладоге. Бухта, в которую заходили баржи, находится с другой стороны мыса (с берега просматривается плохо). До войны считалось, что для захода судов эта бухта совершенно непригодна. Война показала, что, как говорится, было бы желание...
29.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/33459091.1b/0_6a425_5bf47772_XL)
Маяк мне, пожалуй, понравился больше всего. Собственно, я первый раз в жизни видел вблизи настоящий маяк. Жалко, что сейчас на него не залезть. Если верить интернету, раньше можно было со сторожем договориться, а сейчас, когда на него антенны понавешали, уже фиг. Кстати, рядом на мысе находится база отдыха под названием «Осиновецкий маяк».
30.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1b/0_6a426_c7d22997_XL)
За забором маяка можно разглядеть утопающее в земле старое кирпичное строение. Нашел упоминание, что это был ледник (ну, вместо холодильника сооружение).
31.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a429_788cccee_XL)
Идем обратно с мыса в сторону станции.
32.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a420_872eda07_XL)
33.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/33459091.1b/0_6a42a_5faaa4d1_XL)
Груда валунов в поселке.
34.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4424/33459091.1b/0_6a430_74ccb7c8_XL)
В ожидании электрички я сходил в сторону тупика. Вдали виден конец контактного провода, а слева едва виднеются остатки насыпи, уходящей в лес. Это когда-то был разворотный треугольник, чтоб паровозы разворачивать.
35.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/33459091.1b/0_6a42e_2d3d3245_XL)
Ну и в сотне метров за концом контактного провода кончаются и рельсы, очень массивной тупиковой призмой. Надо будет как-нибудь снова сюда приехать и сходить дальше, в Морье. Там, сказывают, заброшенная военная часть есть :)