Ладожское озеро. Мыс Осиновец и музей Дороги Жизни

Dec 19, 2011 18:27


На схеме железных дорог Ленинградской области меня всегда занимало Ириновское направление — довольно короткая линия, идущая из Петербурга на восток и заканчивающаяся на берегу Ладожского озера. Линия «в никуда», но по ней ходят электрички. Что же там, в конце? И как, собственно, выглядит Ладожское озеро, в честь которого называется конечная станция этой линии?

Еще я знал, что в войну именно эта железная дорога была «Дорогой жизни», и это было второй причиной, почему когда мне, наконец, поднадоело гулять по Питеру, в очередные выходные я сел на Финляндском вокзале на электричку и поехал до станции Ладожское Озеро.





Электричка до Ладожского озера идет где-то час двадцать минут. Линия проходит через Всеволожск, пригород Петербурга, относящийся, несмотря на относительную близость к нему, уже к Ленобласти. За Всеволожском крупных населенных пунктов нет, и линия действительно идет «в никуда» — даже странно, что электрички еще не отменяют.

Когда-то эту железную дорогу построил некто барон Корф, чтобы возить по ней торф. Получилось в рифму :) Дорога была узкоколейная, и у нее был собственный небольшой вокзальчик, Охтинский. В 1920-х гг. ее перешили на обычную колею, дотянули до Финляндского вокзала, а Охтинский снесли. За станцией Мельничный Ручей во Всеволожске дорога сейчас разделяется на два направления — на Ладожское Озеро и Невскую Дубровку — и оба тупиковые. Дорога на Ладожское озеро однопутная. Единственная станция сейчас находится в поселке Борисова Грива, а в Ириновке и в других деревнях по пути только остановки.

1.


До Ладожского Озера я доехал на именной электричке «Смена». Ничем от неименных, впрочем, не отличавшейся.

2.


Станция тупиковая, и, кроме электричек, здесь ничего не ходит. Однако станционное здание достаточно большое и необычное. Хотя на станции даже билетных касс нету.

3.


Первый памятник стоит прямо тут же на станции. Какой-то кусок разодранного металла. Понять, что это, я не смог — табличка, похоже, сорвана.

4.


Второй памятник тоже у станции, паровоз блокадных времен. И последний километровый столбик с надписью «Дорога жизни».

Увидев, что я фотографирую паровоз, проходившая мимо с электрички пожилая женщина посоветовала мне сходить в музей Дороги жизни, и показала как туда пройти. Про то, что в этом поселке есть музей Дороги жизни, я слышал, но планов туда сходить изначально не имел (не очень люблю музеи в целом). А тут, подумав, все же решил заглянуть. И не пожалел, но про музей чуть ниже.

5.


Насколько я понял по табличкам, здесь вплотную находятся два поселка — пристанционный Ладожское Озеро и чуть больших размеров Осиновец.

6.


А вот и само Ладожское озеро. Оно здесь действительно совсем рядом. Ладожское озеро значительно больше похоже на море, чем настоящее питерское море, Финский залив. Оно и больше, и глубже, и суровей. Разумеется, оно мне не могло не понравиться :)

7.


Интересно, можно ли в ясную погоду разглядеть здесь дальний берег. До него должно быть около 25 км. Разумеется, само озеро гораздо шире, километров этак 120 на 170 — это-то всего лишь его самая южная часть, Шлиссельбургская губа.

8.


9.


В Питере в этот день (4 декабря) было +2 и сыро — да, собственно, в Питере до сих пор +2 и сыро. А на озере заметно прохладней. Шел снег, а песочек на берегу смерзся и образовал такую вот острую кромку. Интересно, когда замерзает само озеро.

10.


По крайней мере, болотца у дороги уже замерзли.

11.


До музея здесь тоже всего несколько минут ходьбы, но по дороге к нему успевает встретиться еще пара памятников.

12.


13.


Вот и музей. Сначала мне показалось, что дверь заперта, но когда я начал фотографировать наружную экспозицию, вышла тетенька и попросила заплатить. Я зашел, заплатил и посмотрел внутреннюю экспозицию тоже :) Посетителей в музее, говорят, довольно много бывает, особенно в более пристойное время года. При мне же были только двое мужчин, посмотревших все гораздо быстрее меня. Пришлось опять одному ходить с умным видом под бдительным взором музейных тетенек, чего я так не люблю; впрочем, оно того даже стоит.

14.


Музей мне очень понравился. Хотя содержание вроде обычное — фотографии, схемы, документы, газетные вырезки, пулеметы и прочие не сильно большие предметы с тех времен, модели кораблей. Может, это потому что тематика интересная. Я в общем и целом не любитель военной истории, но тема блокады Ленинграда на меня всегда производила очень сильное впечатление. Да и просто жить в тех местах, где шли бои и стоят с той поры доты — тоже, скажем так, впечатляет. Это тебе не Урал, где кроме Пугачева да белочехов ни с кем отродясь не воевали. Многое о Дороге жизни я узнал впервые. Например, меня удивило, что в летнюю пору баржами по Ладоге все-таки возили значительно больше грузов, чем зимой по льду на автомобилях и по временной железной дороге. Казалось бы, по льду проще...

15.


Представляю, что тогда значило для людей прочитать в газете: ШЛИССЕЛЬБУРГ НАШ.

16.


На этой схеме видна станция Ладожское Озеро (дальше, до бухты Морье, сейчас железной дороги нет) и бухта Осиновец, куда приходили баржи. На мыс Осиновец я пошел после посещения музея.

17.


Наружная экспозиция музея довольно масштабна.

18.


Артиллерия.

19.


Суда (в очень плачевном состоянии, но так как-то даже лучше. Чувствуется, сколько времени прошло).

20.


Транспортный самолет даже.

21.


А кое-что в музее появилось уже явно позднее. Например, эта груда металлолома — все что осталось от сбитого штурмовика Ил-2. В частности овальная железка слева — вроде как был лист брони за спиной летчика. Вмятины на нем как бы символизируют.

22.


А это грузовик, поднятый со дна озера.

23.


Более крупным планом.

24.


Еще один памятник, на территории музея.

25.


За музеем начинается поселок, главная улица которого тоже называется Дорога Жизни. Я не сфотографировал, но поселок на самом деле в основном застроен новыми коттеджиками, многие — с видом на Ладожское озеро. В общем-то немудрено, место хорошее. Я б пожил и сам :) Интересно, сколько стоит участок с видом на озеро...

26.


Из Петербурга в поселок идет автодорога А128. И она тоже называется Дорога жизни. Начинается она в Питере в районе Ржевки, где называется Рябовское шоссе; проходит почти параллельно Ириновской железной дороге через Всеволожск, Борисову Гриву, Осиновец/Ладожское Озеро; и заканчивается в Морье, поселке еще километрах в пяти к северу отсюда.

27.


Трасса А128 на выезде из поселка.

28.


Мыс Осиновец сейчас в основном застроен. Чуть в глубине мыса находится маяк, ныне используемый в качестве мачты сотовой связи. Маяк построен в 1905 году, это второй по высоте маяк на Ладоге. Бухта, в которую заходили баржи, находится с другой стороны мыса (с берега просматривается плохо). До войны считалось, что для захода судов эта бухта совершенно непригодна. Война показала, что, как говорится, было бы желание...

29.


Маяк мне, пожалуй, понравился больше всего. Собственно, я первый раз в жизни видел вблизи настоящий маяк. Жалко, что сейчас на него не залезть. Если верить интернету, раньше можно было со сторожем договориться, а сейчас, когда на него антенны понавешали, уже фиг. Кстати, рядом на мысе находится база отдыха под названием «Осиновецкий маяк».

30.


За забором маяка можно разглядеть утопающее в земле старое кирпичное строение. Нашел упоминание, что это был ледник (ну, вместо холодильника сооружение).

31.


Идем обратно с мыса в сторону станции.

32.


33.


Груда валунов в поселке.

34.


В ожидании электрички я сходил в сторону тупика. Вдали виден конец контактного провода, а слева едва виднеются остатки насыпи, уходящей в лес. Это когда-то был разворотный треугольник, чтоб паровозы разворачивать.

35.


Ну и в сотне метров за концом контактного провода кончаются и рельсы, очень массивной тупиковой призмой. Надо будет как-нибудь снова сюда приехать и сходить дальше, в Морье. Там, сказывают, заброшенная военная часть есть :)

ленобласть

Previous post Next post
Up