Дали нам задание написать эссе на тему "Мое профессиональное будущее". Написала, чо. Пусть теперь читают.
Каким я буду специалистом? Как смогу реализовать себя в выбранной профессиональной области? Что я буду делать после получения диплома? Зачем вообще я трачу на его получение пять с половиной лет? - эти и многие другие вопросы неизбежно возникают в мозгу большинства студентов. Без сомнения до какой-то степени этими вопросами задаюсь и я.
Когда я поступала, я уже знала, что работать строго по специализации не буду - не лежит у меня душа к работе с детьми, да и большинство видов инвалидизации вызывает внутреннюю брезгливость. Когда я поступала, я точно знала, с какой категорией людей хочу работать и почему. Что ж, опыт и знания, полученные в ходе обучения, расширили и слегка видоизменили мои представления о моей будущей работе. Что же в остатке?
Во-первых, мне хотелось бы иметь частную практику. В современной России мечта иметь собственный кабинет, не подтвержденная действительно большим начальным капиталом, рискует навсегда остаться только мечтой, но я - оптимист. Я была бы не против работать в организации или совмещать работу в организации и частную практику, но на данный момент я не нашла место, в котором хотела бы и могла бы реализовывать себя как психолог, и при этом не оказаться за чертой бедности.
С кем я хочу и готова работать? Совершенно точно все мои клиенты будут с сохранным интеллектом. Потому что это - моя слабая сторона: не могу я сохранять спокойствие и работать в полную силу, не имея возможности обратиться к самому серьезному и действенному инструменту - интеллекту клиента.
Изначально я планировала построить работу на помощи людям, имеющим различные гендерные нарушения от нарушения гендерной самоидентификации до ядерного транссексуализма. Это малоизученная у нас в стране область, она сложна и интересна, а люди, имеющие данные нарушения развития почти лишены возможности обратиться за квалифицированной психологической помощью - слишком мало специалистов в данной области и почти все они ограниченны диагностикой.
Однако, если серьезно рассматривать проблему, то легко выяснить, что аналогичная картина наблюдается и с психологической помощью другим людям, имеющим хронические заболевания и/или отклонения в развитии: мы, специальные психологи, которые, согласно определения профессии в учебниках, как раз и должны помогать этим людям адаптироваться - мы неплохо умеем диагностировать по готовым методикам, мы знаем, как развиваются функции ВНД у этих людей в детстве, но мы ничего, совсем ничего не знаем о том, как они чувствуют, какие комплексы и психологические травмы имеют место быть в их жизни, и как специфика их нарушений сказывается на разрешении этих комплексов и психологических травм. Этому нас не научили. И этому придется учиться самостоятельно или получая дополнительное образование.
Жаль только, что дополнительное образование маловероятно даст мне понятие именно о специфике, а это означает, что с первыми клиентами, имеющими отклонения в развитии, мы будем двигаться почти вслепую, и им останется только надеяться на то, что мой интеллектуальный уровень позволяет мне объединить разрозненные знания и не навредить клиенту.