Оригинал взят у
krauterweis в
Твин Пикс, сезон 3. Третий человек: Дэйл Купер и (текущий) кризис среднего возраста Америки.* это переводной пост, оригинал
здесь. перевод мой, замечания принимаются)
У меня есть два варианта того, что могло бы пролить свет на природу третьего явления Дэйла Купера (я буду называть грязного и кровожадного Купера доппельКуп; того, который сбежал из красной комнаты - старинаКуп; а женатого на Джейни-И - недоумокКуп).
Первый.
Основная тема оригинального шоу - кризис среднего возраста
бейби-бумеров как кризис в Америке. А именно - конфликт, порождённый расколом идентичности между идеалами хиппи и реальностью «становления человеком». В большей степени он проявляется в персонаже Ричарда Беймера (Бен Хорн), теневого бизнесмена, который испытывает настоящий кризис, пытаясь перевернуть исход главного исторического события (всё - не то, чем кажется*) с тем, чтобы создать свою хронологию, в которой он оказался бы в «хорошей» версии 60х.
* выражение «up is down, down is up» берёт начало из слогана правящей партии в романе Оруэлла «1984», "War is Peace, Ignorance is Strength, Freedom is Slavery."
В этом квесте ему помогают/содействуют несколько комик-партнёров - его брат Джерри, олицетворяющий собой гедонистические тенденции, которые приводят его к заблуждению; Доктор Джэкоби (Расс Тэмблин), [олицетворяющий] путь, не выбранный духовными исканиями поколения, которое теперь износилось (как и его дух); и два юных отражения Бена - Бобби, пытающийся ему подражать, и Одри, отвергающая саму основу его нынешней жизни.
* не могу не пройти мимо этого шикардосного постера
Из каста особенно любопытен Джэкоби: оба актёра сыграли заглавные роли в Вестсайдской истории, где Беймер был лидером, а Тэмблин - сердцем банды. Позднее Бэймер встречался с Шэрон Тейт, а Тэмблин gave a ride to** Чарльз Мэнсон. То, что они оказались снова рядом в этом шоу, соответствует двойственности мужской психологии 60х. Ты сбрасываешь с себя ответственность и Беспечно Едешь* или остаёшься в мире, засосавшем тебя, лицом к лицу с тем, кем ты стал.
* менее известные переводы выражения «изи райдер» - подхалим, лизоблюд, льстец, проходимец,..
** я не знаю, как лучше это перевести, т.к. не понимаю, что имеется в виду, куда и зачем катил Тэмблин Мэнсона.. - ?
Очевидно, что это не просто внутренняя война в людях возраста Фроста, но борьба за душу культуры. В годы Рейгана бумеры отчаянно боролись за жизнь в гипер-материальном мире, убеждая себя в том, что они не продаются. Остатки близкого им сообщества, менее склонные к компромиссу в жизни и более ищущие понимания, были низведены до обращения с ними как с чокнутыми, что иллюстрирует собой Джэкоби.
* сори за отступление, но это что ни на есть ТЕМА, тема (ну или одна из) романа Пинчона "Внутренний порок", я прям всем попутно очень рекомендую и книгу, и фильм Пола Томаса Андерсона!!
Меж тем Бобби и Одри как будто вышли прямиком из
Семейных Уз : это Алекс, пытающийся подражать капиталисту, и Мэлори, критикующая материализм (будучи от него зависимой). Это прекрасный ассамбляж зеркальных отношений с Беном в самом центре.
Второй.
Это природа самого Купера. Натура белого рыцаря тяготеет к сокрытию более тёмных граней его характера, на которые лишь даётся намёк. Этот парень одержим страстными женщинами, которых разрушают плохие дядьки, когда что-то пошло вразрез или, точнее, жизнь которых рушится из-за системы доминирования мужской воли. Он хочет защитить их, этих женщин, которые хотят стать людьми, и исследует, кем они являются в мире усиливающегося круговорота хищнической мужественности. Он должен спасти the Judys**,
Королев(у) Мая. Но он ставит себя в положение, когда уже слишком поздно. Одержимость Купа - это и национальная/всемирная черта тоже, потребность всех честных* мужчин почтить и засвидетельствовать растление женщин, поклониться и уничтожить их for standing up*. Это своего рода обманка в продолжение истории Бумера - Купер олицетворяет все положительные атрибуты культуры, против которых выступили 60-е, твёрдую веру в благость этого, не видя, что те перспективы оказались в сети злодеев (зла), за пределами его способности силой личной воли позволить раскрыться лишь добрым людям (добру).
* Игра слов upstanding (честный, прямолинейный) и to stand up(устоять, выдерживать, заступиться, обмануть ожидания, разочаровать)
** - ??
Куп вступает в ряды ФБР по этой причине. Его влечёт эта идея о женщинах как возможность творить добро в мире, проявившем себя с плохой стороны, которую он отвергает (но должен наблюдать, ибо столь многих она пожирает). Это не приятно и не полезно. Однако он прибегает к насилию лишь когда ему приходится, и старается «пофиксить своё сердце». Эрл портит хорошее. Полагаю, что в реальном мире происходит нечто, соотносящееся с событиями в Чёрном Вигваме: Купер попадает в круговорот мужского насилия и доминирования, убив в ярости Эрла, попутно (теряя Энни) утрачивая надежду, что когда-либо сможет наладить отношения, которые позволили бы ему видеть в женщинах людей.
Такого Купера мы видим в начале нового сезона. Метафорически, добрые ангелы натуры Купера «заперты» в его разуме, в то время как версия, сделанная из его подавленной тьмы, вырывается наружу.
Тем временем он изготавливает личность жлоба* средних лет, ненадёжного и без компаса. И вот у нас три Купа.. Если подойти к этой истории метафорически, что бы это всё значило?
*schlubb - антоним к «метросексуал», от евр. «жлоб»
НедоумокКуп - это Куп, которого видит мир. Покинутый, бредущий на автомате. Жена мало что для него значит, и он ищет малодушных острых ощущений, уклоняется от ответственности, проживая в столице самопотворства*. ДопельКуп - это то, каким он сам себя видит: норовистый сексуальный авантюрист, для которого жизнь и секс - дешёвки. Но он переживает кризис. Лучшие ангелы его сущности стремятся проявить себя. Он уступает место своей сущности, но его жена и ребёнок начинают видеть эту лучшую сторону, незнакомую с миром, начавшую свой путь. Его «Я» (идеальному образу) нужен старинаКуп, добрый мёртвый Куп, но, кажется, все попытки добиться этого тщетны. (интересно, почему..).
* Классный эпитет для Лас-Вегаса)).
Падение сфабрикованной личности показано буквально как борьба маленького золотого ядра (остающегося в нём) со своей отвратительной планетой, состоящей из кратеров и выделяющей токсины - вот как он оценивает себя. Кажется, зерно Добра победит. Нам нужно увидеть, как именно это будет разыграно. Но, думаю, Куперам нужно будет соединиться: хороший Куп нуждается в плохом, чтобы быть цельным, но контроль должен снова перейти на светлую сторону. И скатертью дорога «лицу, которое он показал миру».
Опять же, это можно толковать не только как психодраму, но и как политику. Страна аллегорически представлена на войне между подлым жестоким заговором личных интересов и добрыми порывами нации, которые пребывали в спячке, а теперь пробираются наощупь. И всё это на фоне публичного имиджа безвкусицы, потерянного руля, гедонизма, нигилизма, приправленного денежными проблемами. Думаю, это просто ещё одно изложение кризиса среднего возраста материализма в противостоянии с душой, спустя четверть века.. чуть более современное. Закончится ли всё порывом западного мира рассекать в крутой тачке с обалденными длинноволосыми девчонками, как это уже было, или же будет заново найдена какая-то основательная причина, чтобы жить? Серии 5-18 покажут..