О "тоталитарном" искусстве

Jul 28, 2007 15:24


Давно об этом собирался написать, все никак руки не доходили. И все-таки дошли.

Парижская Всемирная выставка 1937 года. Официально - Международная выставка "Наука и техника в современной жизни". Самые большие павильоны - советский и германский. Стоят друг напротив друга. Архитектор советского павильона - Борис Иофан. Германский павильон проектировал Альберт Шпеер.
Сколько мне приходилось слышать об этом соседстве! Я был довольно маленьким и сильно несмышленым, а взрослые дяди и тети, понижая голос, говорили: "Эти павильоны были т-а-ак похожи... Знаете, у нас - рабочий и колхозница с серпом и молотом, а на крыше их павильона стояли юноша и девушка с орлом и свастикой..."
Ужас, короче. Ну давайте поглядим на этот ужас. Благо все сфотографировано.



Так... Подошли поближе. Посмотрели (вид с террасы Трокадеро, где сегодняшние парижане любят кататься на роликах). Похоже?



Еще один взгляд - на сей раз со стороны итальянского павильона. Похоже? По-моему, не очень. Впрочем, не будем торопиться.


Советский павильон. Крупно и в цвете.


Германский - тоже крупно и в цвете.
Кстати, и тот и другой павильон получили на выставке золотую медаль:


Так скажите мне, положа руку на сердце: похожи? Близнецы-братья? И где нацистские юноша с девушкой, какому интеллектуалу они привиделись?
Но черт с ней, с этой парочкой. Вы же не слепые и видите, что у Шпеера- Олимпийского получился довольно топорный угольник, а у Иофана- Дворцового - весьма изящный пьедестал. Который даже с рабочим и колхозницей заметно ниже германского павильона.
Я, кстати, понимаю чувства бильдредактора французского журнала Illustration, который для обложки выбрал именно этот ракурс:


А мог и правее взять. Чтобы свастиконосный орел вошел. Да и открыточка, пользовавшаяся большой популярностью, тоже "с уклоном":


Вряд ли тут дело в просоветских симпатиях. Гитлеровцам во Франции тоже сочувствовали. И вскоре хорошо помогли.
В общем, разные они, эти павильоны, разные. Оба - безусловно, памятники эпохи, но не свидетельство "родства душ". Можно сравнивать постройки, парады, песни ( чем я тоже иногда грешу), однако нельзя забывать о том, что всякое сравнение натянуто. Как заметил Лев Копелев, которого в симпатиях к коммунизму, а тем более к нацизму заподозрить крайне трудно, "в политических песнях разных стран и идеологий неизбежно есть что-то общее, и это не обязательно говорит о сходстве самих идеологий".
Да и не только в политических песнях. Была б охота, я бы здесь вывесил десятка два статуй, изваянных в 1930-е годы в той же Франции, в Соединенных Штатах, Великобритании, вполне демократической Аргентине. И перемешал бы их с произведениями нацистских скульпторов. Найдите отличия, мол. Не найдете. Политика тут ни при чем. Время было такое, простите за пошлость. Стиль был такой.
Между прочим, гляньте:


Что это, Nazional-Sozialistische Kunst или наглый фотошоп из серии "Гитлер победил"? Ничуть не бывало - орел украшает Chrysler Building, самый прекрасный небоскреб в мире, изумительный образец Art Deco. 1930 год. Снимок сделан в 1935-м.
Sapienti sat.
P.S. Пока перебирал материалы, отправил несколько проектов Иофана и Ко в
dieselpunk. Там же скоро будет и о других Всемирных выставках, и о Chrysler Building.

architecture, dieselpunk, history

Previous post Next post
Up