Архитектура фашистской Италии. Пролог

Sep 18, 2007 08:45

Во вчерашнем опросе эта тема вышла на второе место, получив 15,6% голосов плюс несколько пожеланий в комментах. Приступим.


Прежде чем говорить об архитекторах и постройках фашистского двадцатилетия, следует отдать должное человеку, который во многом определил пути развития итальянской архитектуры. Звали его Антонио Сант' Элиа, и прожил он всего 28 лет.
Уроженец Комо и инженер-строитель по образованию, в 1912 году он открыл проектную контору в Милане.

Его первые проекты вряд ли привлекли бы внимание сегодняшних исследователей, если б они не знали, кто автор. Вилла Элизи, построенная в 1912 году, и представленный на конкурс проект главного вокзала в Милане - это добротные работы, не блещущие оригинальными идеями.


Однако уже в 1913 году Сант' Элиа сближается с футуристами. Вдохновленный идеями Маринетти и творчеством австрийских архитекторов Отто Вагнера и Адольфа Лооса, он начинает работать над концепцией Нового Города. Один за другим появляются эскизы жилых и общественных зданий, мостов и храмов, электростанций и аэропортов. Кстати, самая первая иллюстрация - это аэропорт, совмещенный с железнодорожным вокзалом. Сегодня главный миланский аэропорт Мальпенса служит также и станцией скоростных поездов. Правда, выглядит он совсем по-другому.
Несколько эскизов:






В 1914 Антонио Сант' Элиа публикует манифест "Футуристическая архитектура". Приведу наиболее характерное высказывание: "Декоративная ценность архитектуры будущего определяется исключительно использованием и комбинацией ярко окрашенных строительных материалов". Это может показаться чересчур экстравагантным, однако в следующем десятилетии идея нашла множество удачных воплощений в разных городах Италии. Хотя кое-кому может сразу вспомниться Маринетти, призывавший итальянцев вместо пасты есть ярко окрашенный песок...


Сант' Элиа мечтал о механизированном многоуровневом городе с развитой транспортной инфраструктурой. О городе, в котором здание служит не только для жилья или работы, но выполняет и дополнительную функцию - например, станции скоростного поезда. Где высотные дома соединены пешеходными и транспортными мостами. Где содержание подчинено форме, но сама форма - предельно функциональна.
В 1915 году Италия вступила в войну. Сант' Элиа, социалист, ирредентист и патриот, пошел в армию добровольцем. В 1916 году он был убит в бою при Монфальконе. Ни один из его футуристических проектов не был воплощен в жизнь, если не считать мемориала в честь уроженцев Комо, павшим в Великой войне.


Этот мемориал спроектировал Джузеппе Терраньи в начале 30-х годов по эскизам Сант' Элиа, которые сохранил Маринетти. Часто приходится читать, что образцом для памятника послужила электростанция Нового Города (см. выше). В действительности Терраньи использовал проект "монументального здания" из той же серии.
Вот каким он был, Антонио Сант' Элиа:


Советую посетить сайт, где собраны десятки его эскизов. Все ссылки в тексте - оттуда. Продолжение следует

rivista, architecture, dieselpunk, history

Previous post Next post
Up